В систему Пекинского метрополитена входят 428 станций, расположенных на 28 линиях, общая длина которых составляет 727 км. Годовой пассажиропоток Пекинского метрополитена составляет более 3,85 млрд пассажиров.
Не хуже дела обстоят и в Токийском метро, где на станциях специально нанятые работники вручную запихивают пассажиров внутрь вагона, чтобы поезд мог закрыть двери и тронуться с места.
В Токио метрополитен разделен на две части. Здесь есть наземное Tokyo Metro, перевозящее в год 7,579 миллиарда пассажиров, и есть «настоящее метро» — Toei Subway, управляемое Токийским столичным транспортным управлением, в год перевозящее по подземным тоннелям до 3,207 миллиарда человек.
(241 станция на 14 линиях, общая длина которых составляет 414,7 км), разумеется, сильно уступает и Пекину, и Токио — но и тут тоже будь-будь, какие толпы бывают в час пик.
Кстати, в первой десятке метрополитенов-чемпионов по пассажиропотоку на 10 месте находится Париж, с 6 по 8-е места стоят Москва, Нью-Йорк и Мехико, а остальные — азиатские города, Китай, Южная Корея и Япония.
Московский метрополитен, хотя он и шестой в мире по перевозке пассажиров, но по этому показателю — в Европе он первый. Даже Нью-Йоркское метро (первое по пассажироперевозке в Северной Америке) перевозит почти вдвое меньше, чем Московское.
У нас в Питере в метро такого не было и нет (тьфу-тьфу-тьфу, не будем вспоминать про дни, когда «Зенит» у себя на стадионе играет).
Уж если говорить о давке в часы пик, вспоминаются мне автобусы конца 1970-х годов и остановки автобусов и троллейбусов у Гостиного Двора — когда даже влезть в подошедший переполненный автобус из толпы ожидающих было огромной проблемой.
Правда, до ужасов ежедневного Пекинского метро, наверное, все же было далеко. Ну влезали не в первый, а во второй-третий-четвертый автобус, ну, у пальто в плече рукав наполовину оторвали или у портфеля ручка оторвалась, не вынесла трения входящих/выходящих… Нет, скорее, изо всех сил старавшихся протиснуться мимо меня.
Не дежурили тогда у остановок товарищи в фуражечках и форменных пиджачках от Горавтотранса, чтобы запихивать висящих в дверях — сам шофер выскакивал иногда и пытался втолкнуть или уговорить сойти совсем уже негабаритных пассажиров.
Но происходило это во времена СССР. Сегодня до такого далеко. Там, где нет метро — есть автобусы. Где не хватает автобусов — появляются такси или маршрутки. Такого ужаса, что был во времена СССР, давно уже нет. Неужто капитализм и свободная конкуренция решили проблему?
А как же тогда объяснить то, что происходит в метро Токио, Пекина и прочих азиатских городов — почему там «невидимая рука рынка» вопрос не решила? Что там мешает уменьшить толкучку?
В любом случае необходимо помнить, хотя в метро иногда бывает ужасно — когда его вдруг не оказывается, транспортная обстановка становится намного-намного хуже. Например, когда 3 апреля 2017 года из-за взрыва в подземном тоннеле между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь» Московско-Петроградская линия оказалась закрытой на полдня — как же в тот вечер надрывался наземный транспорт! После работы я попал домой не в половину седьмого, а в половину десятого вечера — уставший как черт. Ох, как трудно оказалось в тот день вернуться домой с работы.
Так что давайте не будем поминать давку в метро плохими словами. Ибо без этого вида транспорта город просто задохнется.