Понятие «развозка» появилось в XX веке. До этого люди жили почти там же, где работали. Например, подмастерья ночевали вповалку в комнате на чердаке, на втором этаже в нескольких комнатах жила семья мастера, а сама мастерская размещалась на первом этаже. Рабочие жили в рабочих бараках или казенных домиках неподалеку от завода — чтобы слышать его гудок: и тот, от которого надо проснуться, и тот, по которому надо спешить на работу.
По мере индустриализации общества и роста городского населения возникла потребность в общественном транспорте. Наверное, именно тогда появились и первые развозки, когда работников предприятий, построенных за городской чертой, с конечной остановки какого-то общественного транспорта подвозили на работу на заводском транспорте.
Зачем предприятиям строить производства на каком-то расстоянии от городской застройки?
- Во-первых, чем дальше от города — тем дешевле земля.
- Во-вторых, когда производство расположено в городе — больше проблем и с экологией и с безопасностью и дисциплиной работников.
Во времена СССР я только слышал про развозку, точнее, смотрел в кино — когда герой фильма «Мужики!», живший в Норильске и работавший в шахте, спешил на смену — ехал он туда в небольшом автобусе-развозке, подбиравшем шахтеров и отвозивших их на работу.
Ах, да, еще читал в некоем фэнтези из жизни СССР 1930-х годов, что будто бы рабочих на некий новый радиозавод, открытый в ближнем Подмосковье, подвозили из ближайшего населенного пункта на автобусах.
Была ли распространена развозка на обычных предприятиях СССР — я не знаю. Сам я на работу при советской власти ездил всегда на общественном транспорте. Вот в колхоз — на сено, на посадку и сбор картофеля — нас отправляли на казенном автобусе, но это была разовая перевозка, а не каждодневная.
Лично для меня детальное знакомство с развозками началось уже после развала СССР и вовсе не в России.
Вначале была Италия. Жили мы в Палермо, а фирма (само производство и инженерные подразделения) размещалась в местечке Карини, примерно минутах в 40 езды. Мы, группа инженеров из России, ездили на работу из гостиницы в Палермо. Нам показали, куда приходить утром. В определенное время (кажется, в 7:30) к остановке автобусов подъезжал междугородний автобус, мы предъявляли водителю выданный на фирме постоянный проездной, садились — и спокойно, с комфортом ехали на работу.
У фирмы был договор с фирмой-перевозчиком, те два раза в день, утром и вечером, направляли определенные автобусы по нескольким маршрутам. Перед въездом в Карини они сворачивали со скоростного шоссе, подъезжали к крытой остановке у проходной фирмы, выгружали нас — и продолжали поездку по своему междугороднему маршруту.
Для нас все было крайне удобно, а для фирмы — не слишком накладно, ибо менеджеры, большинство инженеров и многие рабочие приезжали на своих машинах. Хотя лично для меня предпочтительнее была поездка на казенном автобусе-пульмино — это и бесплатно, и едешь спокойно, и воздух кондиционирован, в дороге можно поспать. А время поездки, особенно вечером, отличается ненамного, ибо при поездке на своем авто в самом конце надо потратить кучу времени на то, чтобы найти место для парковки на перегруженных автомобилями улицах города, ведь личные автостоянки есть далеко не во всех кондоминиумах.
После Италии я познакомился с российскими развозками. Вернувшись домой, перешел в другую фирму, от метро до работы было примерно минут 30−40 ходу пешком. Или 10 минут на автобусе. Иногда я принципиально предпочитал пройтись пешком, ибо это полезно для здоровья, да и в парке Александро-Невской лавры часто бывает красиво, приятно гулять. Но в случае плохой погоды, тем более весной-осенью, когда дорожки покрыты грязью и снежной кашей — все же спокойнее проехаться. Возили нас обычными ЛиАЗовскими автобусами, и эти автобусы не сильно набивались народом.
Продолжилось мое знакомство с развозками в Турции, где я работал пару лет в начале этого века. Вот уж тут развозка была поставлена на высший уровень! Фирма купила землю и построила производство за городом, видимо, ради экономии денег на строительство. Некоторая часть инженеров и рабочих
Микроавтобусы в Турции называют долмушами (от турецкого dolma — заполненный). Видимо, из-за того, что долмуши в Стамбуле являются очень важным видом общественного транспорта и часто ездят сильно заполненными.
Работу долмушей, работающих на развозке, планировали так, чтобы все работники фирмы могли ехать сидя. Должен сказать, что планировка эта — совершенно нетривиальное дело, ведь надо подхватить несколько тысяч работников фирмы, живущих не только в Азиатской части Стамбула, но даже в Европейской его части, и довезти их до ворот фирмы.
Когда закончилась моя работа в Турции, я вернулся домой — и вот уже 10 лет, как вовсе не пользуюсь казенными развозками, езжу на работу на метро.
Но работу развозок наблюдаю каждый рабочий день — они ждут пассажиров у метро «Проспект Просвещения» как раз утром, когда я иду мимо них на работу. Между Суздальским проспектом и КАД есть большая промышленная зона (промзона «Парнас»). Предприятия и офисы, расположенные там, организовали подвоз своих работников при помощи большого количества автобусов и микроавтобусов — так что между 7 и 9 часами утра на углу проспекта Просвещения и проспекта Энгельса сотни людей, собравшись в группы по предприятиям, ждут свою развозку.
Начиная с начала 2000-х, крупные инофирмы специально строят новые производства не в городе, а немножко на расстоянии от него — во Всеволожске, на Пулковском шоссе, в получасе езды от города. При найме на работу на эти предприятия отдельно оговаривается, что они не только имеют автостоянки для своих рабочих и инженеров, но и производят развозку работников к предприятию от нескольких станций метро.
Так что в наше время развозка в Питере очень хорошо развита. А вот историю этой услуги я не знаю. Не поможет ли мне читатель ответить на вопросы: была ли развозка в странах Европы и какова история развозки в России; была ли развозка в СССР в 30-е годы и после войны?