Чтобы не пропасть в напасти, в народе есть доброе, проверенное средство — улыбка. Поэтому и придумывают люди шутки и весёлые небылицы. Говорят в народе: «Коль на носу апрель, никому не верь!»
По-разному встречают 1 апреля народы разных стран. На Руси, не мудрствуя лукаво, натягивал народ на себя вывороченные изнанкой тулупы или пестрые одеяния шиворот-навыворот, призывая к первоапрельскому веселью каждого встречного небывальщинами да прибаутками:
На дубу свинья сидит,
Свысока в народ глядит,
И еще пять поросят,
Полететь они хотят!
Народ обманывался и смотрел на деревья в надежде увидать небывалое. Так рождались шутки-обманки. Но шутки шуткам рознь. Случались и злые шутки. Об одной такой шутке мой рассказ.
Главного инженера Павла Васильевича Петрова — свирепого мужика с бородой и злыми чёрными глазами — сотрудники не любили и боялись. Некоторые заискивали. В кабинет к нему заходили с дрожью в коленках. Без крайней нужды не совались. Он по-хамски мог оборвать или унизить сотрудника, наорать или, пользуясь властью, «размазать по стенке». Недаром сотрудники прозвали его ПашОй или Бульдозером!
В советские времена такой тип руководителя не был редкостью. Но разговор, собственно, не о нём, а о Наденьке, которую приняли на работу буквально за два дня до 1 апреля. Вчерашнюю школьницу, наивную хрупкую девчушку, стриженную под мальчика, взяли на должность инспектора отдела кадров по протекции мамы — работника планового отдела.
На фирме в день 1 апреля шутили стереотипно:
— Иди, тебя Петров вызывает.
Секретаршу, с любопытством следящую за происходящим, откровенно забавляла эта ситуация. Она деловито подыгрывала:
— Да-да, вызывал, иди скорее. Пока у него настроение хорошее.
Павел Васильевич шуток не любил, но относился к ним с пониманием. Первому посетителю снисходительно ответил, что это розыгрыш, он никого не вызывал. Второму с остатками добродушия ответил, что это, скорее всего, шутки сотрудников — сегодня 1 апреля.
На третьего Петров уже рявкнул, что эти «дурацкие выходки ему надоели»! Потом «засверкали молнии» и вместо грома послышался топот ногами — это значило, что главный дошёл до нужной кондиции.
В отделе кадров тоже решили повеселиться и отправили Наденьку к Петрову:
— Иди, тебя главный вызывает. Наверное, решил познакомиться с вновь принятым сотрудником управления. Иди смелее!
Наденька, ранее не видавшая никого, кроме своих школьных учителей, даже представить не могла, как выглядит руководство фирмой.
Результат превзошел все ожидания шутников: через две минуты она, совершенно потерянная, на дрожащих ногах, с круглыми от ужаса глазами вбежала в отдел и, сильно заикаясь, выпалила:
— Там… там… Там такое!
Ей дали воды, но выпить она не смогла — зубы стучали о стакан. Наденька находилась в полуобморочном состоянии. Веселья явно не получилось.
Она ушла домой, и на следующий день её мама принесла заявление об уходе.