Моя сестра работала на катке в детской группе фигурного катания, и после снегопадов я ей несколько раз помогал чистить лед от выпавшего снега. Уверяю вас, это было не так уж просто.
Когда-то давным-давно уборка снега происходила только возле домов — чтобы пройти от дома к калитке, сараю, а также к… э-э-э… местам общего пользования. А на улицах снег просто утаптывали, после сильных снегопадов первые сани торили дорогу, следующие сани пробивали более широкий проезд. Проедет несколько сотен саней — вот перед нами снова улица, а не громоздкие сугробы.
Но потом пришел XX век с его машинами — и снег начали убирать с мостовой специальными машинами. А в деревнях, кроме грейдеров, пробивающих проезд по улицам и местным дорогам, появились небольшие мото-снегоуборщики, которые очищают тропинки от улицы к калитке и внутри двора.
В городах России и других странах, где зимой бывает много
А на нужды снегоуборки и очистки улиц только в трех центральных районах Петербурга — Петроградском, Василеостровском и Адмиралтейском — в январе 2020 года потрачено 166 миллионов рублей. Дорого? Да. А иначе город был бы просто засыпан снегом, транспорт бы не ходил (кроме метро), людям было бы не добраться до работы и не пройти в магазин.
Какая техника обеспечивает уборку снега в городе
?Во-первых, есть машины для очистки дорог, которые отбрасывают снег с дорог на обочину (обычные машины с вращающимися щетками).
Во-вторых, собравшиеся у тротуара кучи снега подхватывают машины-снегоуборщики и перебрасывают их на грузовики.
А вот дальше судьба собранного снега разнится. В городе работают 11 снегоплавильных пунктов и 7 снегоприемных пунктов, в сутки они готовы принять 101.5 тысяч кубометров снега.
Среди снегоуборочной техники есть некоторое количество специальных грузовиков, в которых снег растапливается и сливается в канализацию. Не приходится тратить много горючего на перевозку снега, хотя при этом тратится какое-то количество топлива в снегоплавильной установке в кузове.
Как выглядят снегоприемные пункты? На территорию в несколько гектаров, огороженную от любопытных, заезжают самосвалы со снегом. Они въезжают по снежному «пандусу» наверх огромной горы снега и там сгружают свой груз. Сгруженный снег после этого трамбуется и разравнивается несколькими мощными гусеничными бульдозерами. К февралю образуется гора из льда и утрамбованного снега высотой с трехэтажный дом. Такую гору я несколько зим видел недалеко от своей работы — в ковше Обводного канала, напротив Александро-Невской лавры.
Вот хотел закончить на мажорной ноте — мол, все автоматизировано, снеуборщики едут и сгребают огромными лапами снег, потом он по конвейерной ленте едет вверх и падает в кузов самосвалов, а потом быстро вывозится с улиц Питера… Но не выходит. Да, улицы в основном очищаются техникой. Да и тротуары в центре тоже чистятся небольшими машинками, отбрасывающими снег в кучи у края дороги.
А вот для того, чтобы снегоуборочные машины могли собрать снег с улиц, не повреждая тротуарный бордюр, увы, без дворников с лопатами не обойтись: именно они отбрасывают снег от тротуара — сантиметров на 20−30, чтобы техника могла работать. Да и машинок для чистки тротуаров в достатке только в центре города. У нас, на окраинах Питера, по-черновому чистят тротуары небольшие колесные трактора, а дочищают дворники — при помощи лопаты и незлого русского слова.
А в деревнях грейдер пробивает лишь главную дорогу, а дорогу от улицы к калитке и внутри участка надо вычищать самому. У меня на даче каждую зиму наваливает снега от одного до полутора метров, я ведь там зимой не живу. Соседка прочищает и протаптывает к себе тропинку, а от нее пару десятков метров до входа в дом я преодолеваю за пару часов — ведь снега там мне примерно по грудь.
Вот вам и невесомые снежинки, красиво падающие с неба…