Скорее всего, первопричина в экономии строительного материала на баню. В ней все крохотное: предбанник, сама моечная — она же и парилка, потолки низкие, лавчонки маленькие. И дров надо было меньше — видимо, дым, ударяющий в пол, прогревал эту конурушку быстро и надежно. Якобы помогала этому и… копоть кругом, она же и заразу уничтожала.
Я думала, что это — байка. А потом ученые открыли в той черноте инфракрасное излучение. Конечно, об этом понятия не имели сельчане, просто кожей чувствовали пользу для здоровья — благодать тепла, нормальной влажности и бактерицидности. Недаром рожать женщин в баню отводили.
— У всех хобби как хобби, а у наших черт-те что! — жалуется мне и в то же время со смеху умирает компания женщин. — За каким бесом ездят они в деревню километров за пятнадцать — от своих бань и ванн? А все ты виновата!
Да, я знаю мужей этих женщин. Они съезжаются в одно место из загородных домов, точнее — их жены привозят. Мужики пересаживаются в две большие машины — не пугать же деревушку вереницей внедорожников — и отправляются париться.
А дома у них такие шикарные бани: просторные, с бассейнами! В предбанниках — самовары русские с кренделями на медном пузе, топчаны удобные, простыни белые махровые. А из этой поездки они возвращаются поздно, конечно, немного навеселе и почему-то бегом по ванным комнатам. Почему — думаете?
Мужики долго не выдавали тайну, что ездят они париться в баню по-черному. То есть такой бане труба не нужна, дым из нее выходит через дверь. Но взаправду черной баня называется потому, что все в ней действительно такого цвета: потолок, стены, печка, полок… Заденешь даже вскользь за стену или за какой-то предмет — клеймо сажное, жирное, на теле получишь. Вот почему дома в ванную спешат. Крайне аккуратно и с одеждой надо быть.
Если спросить завсегдатаев бани по-черному об ощущениях, ничего толкового не услышишь — одни эмоции, одни возгласы да большой палец кверху. Единственное, что представить можно, так это, как они, распаренные, красные, голышом вереницей бегут за здоровьем до свежего сугроба или до пруда летом. Никто их там не видит — баня на отшибе стоит.
И назад — в парную, опять — за здоровьем. В этой бане нет ничего синтетического: шайки — деревянные, мочалки — из настоящего лыка-мочала, мыло — хозяйственное, ароматы — лесные веники и добавки из трав, чтоб на каменку плескать. Вода — из пруда или снег растопленный — на золе древесной настояна. Пьют после бани тоже только натуральное: горячий чай зимой и холодный квас летом, самогончику рюмочку — это уж в любое время года.
Довольных, ну прямо счастливых мужей разбирают женщины от «призывного» пункта. Первое время фанаты черной бани, как ни остерегались сажи, все равно здорово пачкались. И даже шутка появилась у жен: своего ли получаю? Зеркал в бане нет. Хозяин решил на оконце бычий пузырь натянуть — уж взаправду все, так взаправду. И против керосинового фонаря никто не возникает. Так что ввечеру-то и не разглядишь ни себя, ни друг друга.
В начале статьи я упомянула, почему мне женщины пеняют по поводу этой бани по-черному. Есть за что! А дело было так.
Зять знакомой предпринимательницы — выходец из африканской страны, у него в России компания по авиаперевозкам. Парень он веселый и все шутил: черный (а у него только зубы да белки глаз другим цветом окрашены) человек в баню по-черному хочет.
Дошутился. Устроили мы ему наскоро такую баню. Вот эту самую, о которой я и рассказываю. Кое-кто из этих мужиков участвовал в этой операции. Дело летом было, особо утеплять баню не требовалось: часа два жар в ней сохранится, а больше-то туземец и не выдержит.
Туземцем это его наши мужики прозвали, хотя я им порывалась объяснить, что это мы для него туземцы,
Почему-то чернокожие люди больше любят белоснежные одежды. И наш туземец после бани предстал перед народом в белой рубахе и таких же штанах. Мама дорогая, было впечатление, что он весь предбанник протер этой одеждой. А сколько сажи он на свое тело, небось, нацепил! Да ладно, все равно же незаметно на нем.
Слава богу, что гость дольше двух часов не выдержал в жаре, в темноте, в тесноте, а то бы мы оконфузились — баня выстывать начала. Он всю каменку заплескал холодной водой и как ребенок восторгался шипением и паром.
Много хлопот мне и моим помощникам этот любитель экзотики доставил. Но недавно я теще его сообщила, что теперь настоящая баня по-черному у нас есть. А он, говорит, обиделся: так та подстава была? Но хотел летом приехать.
Вот уж компания соберется! Отхлещут его мужики! И хозяин бани постарается.