Федя, семилетний пацан — наш сосед по даче. За десять лет дачной жизни он стал нам внучком, а его родители — родственниками. Федька очень смышленый ребёнок и скрашивает нашу стариковскую жизнь. Его родители Оля и Костя, уезжая на работу, оставляют Федю у нас, к радости бабушки и дедушки.
— Бабушка, — закричал запыхавшийся Федя с порога, — я мисс Марпл!
Он только что позавтракал и прибежал к нам со своим пёсиком, той-терьером Ачиком.
— Кто-кто? — удивлённо переспросила бабушка.
— Мисс Марпл! — гордо повторил Федя.
— Свят, свят, Феденька, ты заболел? — всплеснула руками бабушка. — Какая-такая мисс? Подойди ко мне, я головку пощупаю, температура, наверное.
— Темнота ты, бабушка, — отозвался дед, — это известная сыщица в Англии. Так, Федя?
— Самая крутая!
— Это, бабушка, персонаж из детективов Агаты Кристи. Старенькая, седенькая, в шляпке, с хитрыми глазками и соображает, как Шерлок Холмс или Пуаро! Её Федя по телевизору видел, — дедушка отложил в сторону книжку и снял очки.
— Она, бабушка, убийства раскрывает. Полиция — дураки глупые, а мисс Марпл кру-у-тая, всё увидит и всех разоблачит, как я! А ты меня вязать научишь?
Бабушка поперхнулась:
— Боже праведный, час от часу не легче. Удумал что! Вязать-то зачем? Я и сама вязать не умею, — озадаченно ответила она, сердито вытирая с клеёнки стола пролитый чай.
— А как тогда преступления раскрывать? Мисс Марпл вяжет и думает, а ещё у неё очки. Всё сквозь них видит. Дай мне свои очки!
— Ишь куда повернул, сыщик. То вязать, то очки. Не дам и весь сказ. Поломаешь… очки не игрушка.
— Уметь вязать совсем не обязательно, Федя, — поддержал бабушку дед. — Она, эта мисс твоя, преступления раскрывает не потому, что вяжет или очки носит. Марпл умеет видеть, взвешивать и анализировать.
— Кого она взешивает, дедушка?
— Никого. Я имел в виду оценивать, а не взвешивать. Самое главное — научиться наблюдать и делать правильные выводы. Я умею. Могу, например, сказать, что ты сейчас чай пил с вареньем.
— Как ты узнал? — Федька от удивления округлил глаза и раскрыл рот.
— Пользуюсь дедуктивным методом.
— ДедушкИнским?
— Нет, Федька, дедуктивным. Дедукция — это такой метод мышления, в котором частное заключение выводится из общего. Сначала научись наблюдать, а потом уже дедукция: вот ты прибежал к нам, а у тебя футболка и щека вареньем измазана, а я из этих общих факторов сделал вывод, что ты пил чай с вареньем.
— А-а-а, это просто, — Федька засопел и озадаченно осмотрел измазанную на животе зелёную футболку. — Я тоже могу этой дедукцией: вот у тебя, дедушка, ножки болят. Угадай, как я догадался?
— Тут, Федя, и дедукции не надо: я костыль держу в руке — значит, ноги болят. Эх ты, сыщик!
— Так не честно, дедушка. Ладно, с костылями просто. Вот если бы у нас на даче какое-нибудь преступление сделалось — я бы его сразу раскрыл!
— А у нас, Федя, давно преступление совершилось, — мрачно произнёс дед. — Ещё прошлой осенью пропала стремянка. Мы с бабушкой всю дачу обыскали, но так и не нашли. Надо виноград с беседки срезать, а я без стремянки не могу. Как ты думаешь, кто мог её украсть? Расследуй, кто стремянку спёр и где она теперь?
— Это я запросто. Подумаешь — стремянка, вот если бы убийство…
— Что ж ты болтаешь, — охнула бабушка, — нам тут убийства ещё не хватает! Лучше деда послушай, нам стремянка позарез нужна. Найдёшь — я тебе премию дам: конфет насыплю твоих любимых и чипсы куплю.
— Это я запросто. Дедушка, дай мне свою большую чёрную лупу, буду улики рассматривать. А ты, бабушка, можешь уже сейчас чипсы покупать, а то забудешь! Только сразу найти не получится: надо следствие провести.
Через минуту Федя, напялив задом наперёд бейсболку и тёмные очки, с лупой выскочил в сад. Вечером, полюбовавшись закатом, бабушка спросила деда, куда это Федя запропастился.
— Не знаю, видел, как он под ёлкой с лупой лазил, а потом через дырку в заборе убежал к себе на дачу. Уже часа два носа не кажет, сыщик!
Из-за дома появилась мама Феди, Ольга:
— Во что это вы с Федькой играете? — спросила она. — Ничего не ел, паршивец, целый вечер на всех через лупу смотрел и губами шевелил. Арчика арестовал и закрыл в душе. Он уже час лает: от него Федька какого-то алиби требует. В сарай залез, перепачкался и трусы порвал — что-то ищет, а нам с Костей не говорит.
— Успокойся, — ответила бабушка, — это он с дедом в сыщика играет. Стремянку ищет. Давай-ка лучше кофейку попьём. У меня печенье вкусное есть.
Федька прибежал, когда уже выпили кофе.
— Бабушка, я уже много расследовал и есть хочу. У тебя котлеты есть?
— Сейчас разогрею в микроволновке, а ты пока сходи домой и Арчика выпусти, он тоже есть хочет.
— Не… Я его арестовал, он, наверное, видел, кто стремянку взял, и не говорит. И алиби у него нет!
— Нет уж, дружок, выпусти собаку. Папа собрался в душ, а там псина сидит.
— Хорошо. Тогда давай из вашего сарая тюрьму сделаем. Он посвободнее нашего будет. Мне надо с утра деда Михалыча арестовать… и дядю Сашу, но сначала надо всё проверить.
— Их-то за что? — бабушка всплеснула руками.
— Они — главные подозреваемые. Папа и мама у вас стремянку не брали. Я на всякий случай проверил, сарай обыскал. Вилы ваши нашёл, а стремянки нет. Значит, кто взял? У дедушки память плохая, бабушка говорила, что он ни черта не помнит. Значит, мог кому-то отдать и забыть. Нужно включить дедуктивный способ: он мог отдать стремянку дяде Саше или деду Михалычу. Что тот, что другой — берут и не отдают. Особенно Михалыч. Дедушка про него говорил, что отдаёт руками, а забирает у него ногами! Никогда не отдаст добровольно. У папы бинокль возьму и за ними следить завтра буду, арестую и алиби проверю. А может, они и сами сознаются, когда в сарае посидят!
— Бог с тобой, дознаватель, ты у нас в сарае Гуантанамо соорудишь! Завтра поговорим, а сегодня уже спать пора.
Поутру на следующий день Федька попил чаю с бутербродом и прибежал к нам:
— Дедушка, бабушка спит?
— Спит.
— А когда проснётся?
— Бог его знает, она вчера шила чего-то до глубокой ночи.
— Тогда давай перед домом в футбол играть. Ты сядешь на качели и будешь вратарём, а я буду голы забивать.
После первого же удара мяч отлетел к рябине, в густую траву. Федька побежал за ним, споткнулся и полетел кубарем к забору. Больно ударившись обо что-то, дал рёву.
Вдруг внезапно замолчал и через секунду радостно завопил:
— Дедушка, дедушка, я стремянку нашёл — она тут в траве! Я великий сыщик, как мисс Марпл.
Вот что значит дедукция!