Поэтому при покупке дома, особенно загородного, какими бы благополучными ни были строения и растения, сначала надо все равно присмотреться к ближайшим соседям. Почему — особенно загородного? Потому что в городской квартире мы меньше соприкасаемся с чужой жизнью: возвращаемся домой поужинать и переночевать. За городом же мы с соседями — в шаговой доступности круглыми сутками.
Моя знакомая Елена выбирала загородный дом обстоятельно. Учитывала направление, удаленность от города, от дачи мамы, возраст и рост дома, наличие хозпостроек и почвенный состав участка, расстояние до леса, реки, ЖД и автостанции. Брат съязвил: и розу ветров запроси!
Все по-умному. Сначала она проверила обременение: нет ли каких тайных/забытых/неопознанных наследников. Затем были консультации с сантехниками, электриками и прочими-препрочими спецами. Насмешки брата она побоялась, поэтому о розе ветров поинтересовалась корректно: где больше всего на участке снега наносит?
Дом и территория вокруг просто превосходили даже тайные желания Елены: например, она позже призналась, что хотела иметь одну комнату с эркером. Ну надо же, такой оказалась именно гостиная на верхнем этаже! Именно тут должен стоять огроменный горшок с пестролистным фикусом Бенджамина!
Наконец, всё! Документы на дом и землю в порядке, деньги переведены, дом вычистить помогла клининговая служба. Некоторая запущенность участка Елену не смущала. Большой работы тут и не требовалось, так себе — кустарнички подрезать. Колоновидность плодовых деревьев уже говорила о том, что они сортовые и подсаживать по-крупному не придется. Разве что клубнику. «Об этом я подумаю весной», — решила Елена.
Еще до того, как «накрыть поляну», мусор по сторонам дорожки к дому новая хозяйка собрала и контейнер у ворот был заполнен быстро. С этой вот посудины и началась новая история, в результате которой через год с небольшим Елена разместила объявление о продаже дома: соседа-то она не купила…
Точнее, это была соседка Т. Н., которая с первого же дня подбадривала Елену, похваливала за умелые и трудолюбивые руки. Принесла к столу корзину с последними фруктами и овощами — сентябрь уже заканчивался.
Елене на пару дней надо было съездить в городскую квартиру. Когда она вернулась, мусорка была в прежнем состоянии. Не выходя из-за руля, женщина отправилась в администрацию поселка. Там девушка полистала файлы, приговаривая: мол, наверное, должок придется оплатить. Елена согласилась, ведь дом без хозяев стоял.
Женщина рассчитала, что мусора у нее будет еще много, и оплатила вывоз сразу пяти контейнеров. Баки наполнялись быстро, увозили их вовремя. Через некоторое время Елена решила подправить расчеты, а заодно и уточнить другие вопросы. Та же девушка в поселковой управе даже слегка присвистнула: вот это должок поднакопился за вход-выход воды!
В пустующем-то доме? Но там даже никаких следов пребывания человека не было — пыль многослойную Елена помнит. Вернувшись к себе, она решила начать… нет, не обследование, его проводили при купле-продаже — тут требовалось расследование!
Брат позлорадствовал, но помочь согласился. Воды в доме расходовалось пока мало, ведь Елена торопилась провести садово-огородные работы. Нет, шланги под деревья и кустарники она не раскладывала, чтобы по сырости не шлепать с мусором. Счетчик в доме работал.
Борис недоумевал. Наконец, решил спуститься в водопроводный люк. Большим фонарем высветил проблему там. Труба от дома возвращалась в этот колодец и выходила в сторону соседнего участка. Он подивился изобретательности, но узнав, что соседка — пожилая, отбросил подозрения.
А вскоре все стало ясно. Мимоходом зашла познакомиться женщина, которая жила в конце улицы. Ненароком упомянула, что дом ранее принадлежал сестре
Гостья посоветовала проверить септик, обратить внимание на стыковку, а точнее — на нестыковку по рисунку заборов: соединялись они в одном месте, а живая изгородь из спиреи японской шла по другой траектории.
Септик оказался тоже общим. Расчет по воде в управе прост: сколько зашло из водопровода, столько и вышло в септик.
Решили соседку не разоблачать вслух, Борис в колодцах трубы отрезал и заварил. Т. Н. собралась съездить в город в церковь, Богу помолиться. На этот день и пригласили электрика, который на раз-два разъединил линии. Счетчики электричества в поселке размещены на столбах перед домами.
Соседку нельзя было оставить без счетчика, то есть без электричества. Оплатить его пришлось Елене — она же прошляпила, но на него занесли показания с последней оплаты прежней хозяйкой. А старый обнулили, оставив сколько-то цифр из расчета срока владения домом Еленой.
Позже выяснилось, что Елена зря себя хвалила за расторопность: контейнеры ее заполнялись быстро тоже не без участия соседки.
Новое межевание показало расхождение с документами на метр с хвостиком в минус Елене. Весной она установила высокий забор, и теперь японская спирея украшала ее участок. Но некомфортно Елене тут стало. С соседкой общаться не хотелось, а как без этого?
Дом выставлен на продажу…