Для моего поколения 7 ноября — это День Великой Октябрьской Социалистической революции (25 октября по ст. ст). Праздновался с 26 октября 1927 года. Он вошёл в жизнь людей советской эпохи с идеологией, красными флагами и демонстрациями трудящихся. Каким он был для меня?
Вспоминаю этот день моего школьного детства начала 50-х годов: перед глазами проходят колонны демонстрантов с красными флагами и портретами руководителей партии и правительства. Бойко работают буфеты. Праздничное настроение под звуки духовых оркестров!
Я и мальчишки-школьники нашего района, в котором центром жизни являлся Воронежский лесотехнический институт, присоединялись к студентам, участвующим в городской демонстрации. Район располагался в 15 км от центра города, поэтому к институту подгоняли бортовые грузовые машины из лесхоза, оборудованные скамейками. Студенты и затесавшиеся в толпе мальчишки лезли в кузов и рассаживались тесными рядами. Это спасало и от холодного осеннего ветра.
В кармане я сжимал рубль на «лимонад и мороженое», который мне всегда выделяла бабушка на ноябрьские и майские праздники. Это были большие деньги для мальчишки: можно было купить девять порций эскимо и ещё оставалось на стакан газировки без сиропа!
Машины трогались, и кавалькада через несколько минут уже проезжала Воронежский сельскохозяйственный институт, где также толпились студенты (СХИ располагался в километре от Лесного). Студенты лесного начинали дружно скандировать:
— Сус-ли-ки! Сус-ли-ки! Сус-ли-ки!
Между институтами в дни праздников возникало дружеское соперничество. Добровольный дирижёр из студентов лесного института энергично размахивал руками, и мы в восторге орали: «Сус-ли-ки!» В ответ от «схи-шников» — так их называли по аббревиатуре института СХИ, в ответ слышали:
— Ка-ра-е-ды! Ка-ра-е-ды!
В слове «короеды» букву «о» заменяли на громкую «а».
Затем проезжали берёзовую рощу, в которой после войны берёз осталось раз-два и обчёлся, мимо стадиона «Динамо» поднимались на горку к пединституту. Шофера знали, что в этом месте надо притормозить, и студенты орали:
— Про-ма-каш-ки! Про-ма-каш-ки!
А в ответ получали знакомое:
— Ка-ра-е-ды!
Иногда студенты пединститута ошибались и орали:
— Сус-ли-ки!
Все потешались и крутили пальцами у виска. Те быстро поправлялись.
Проезжая по студенческой улице мимо мединститута, орали: «Пуп-ко-резы!» — и встречно получали от медиков «короедов». Этот ритуал продолжался из года в год.
У проспекта Революции машины останавливались, студенты разбирали транспаранты, флаги и выстраивались в колонны. Впереди колонны несли эмблему института, за которой располагался духовой оркестр. Ответственный давал команду, и мы все быстро шли, иногда пробегали трусцой небольшой участок пути к центральной площади Ленина, где стояли трибуны с руководством и почётными гостями.
На каждой остановке идущих демонстрантов духовой оркестр играл танцевальные мелодии: фокстроты, танго… Ребята, конечно, крутились возле оркестра. Капельмейстер лесного института — пожилой крупный мужчина с бритой головой, слегка подшофе — объявлял:
— Вальс! Илья Алексеевич Шатров. «На сопках Маньчжури-и»!
И запели тенора под аккомпанемент баса тубы. Затем крещендо взрываются трубы, за ними баритоны и опять тенора! На коже мурашки, звуки вальса проникают в глубину сознания, все стоят завороженные… Несколько пар кружатся в вальсе.
В этот момент ответственный по колонне кричит:
— Колонна-а-а, вперёд!
Под звуки Егерьского марша приближаемся к площади Ленина. Звонко гремят тарелки и бухает большой барабан. На подходе оркестр умолкает. По радио громко раздаются лозунги:
— Под знаменем Ленина, вперед, к победе коммунизма! Ура-а-а…
— Партия — бессмертие нашего дела! Советское — значит, отличное! Слава КПСС! Ура-а-а…
Мимо трибун проходят колонны. Диктор радио, глядя на эмблемы колонн выкрикивает:
— Да здравствует советская молодежь! Ура-а-а-а…
— Идут рабочие экскаваторного завода! Да здравствуют советские машиностроители! Ура-а-а…
— Идут преподаватели и студенты Воронежского Государственного университета. Их научные разработки широко используются на благо нашей Родины! Приветствуем их, товарищи. Ура-а-а!
— Идут преподаватели и студенты лесотехнического института! Будущие работники лесного хозяйства и лесной промышленности страны! Лес — наше богатство! Поприветствуем их, товарищи! Ура-а-а…
В нестройное ответное «ура» лесного института врывались и наши звонкие мальчишеские голоса.
Пройдя площадь, оркестр заиграл «Прощание славянки». Замёрзшие демонстранты быстро разбежались кто куда. В основном — в забегаловки и продуктовые магазины: быстренько выпить «на троих» и перекусить. Наши ряды редели на глазах, и только ответственные за транспаранты, флаги и портреты понуро тащили их к полуторке. Ну, а мы, ребята, с этой машиной возвращались домой.
…Ушла советская власть со своей атрибутикой, демонстрациями и лозунгами, а грусть по празднику осталась. Светлое было время. Детство, молодость…
В 80-е ещё ходили на демонстрации, однако ощущение праздника притупилось. Пропала идея.
Ностальгия — вот первопричина грусти по ушедшему празднику 7 ноября. Ностальгия по прошедшей молодости. Прав Козьма Прутков:
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
Что получили взамен 7 ноября? Праздник народного единства. Что это такое и «с чем его едят»? Взамен или как следствие политической необходимости? Взамен — это для помнящих советское время. А для молодых…
Сейчас все знают историю вопроса. Нет нужды её пересказывать. В далёком 1612 году завершилась польская интервенция. Захватчики были выдворены из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Смутное время окончилось! Событие огромного масштаба. Так почему в народе такое неоднозначное отношение к празднику единства?
Фонд «Общественное мнение» в 2019 г. обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к празднованию Дня народного единства. (newizv.ru)
Выяснилось, что «для 20% жителей страны дата 4 ноября — настоящий праздник. 71% граждан относится к этому дню, скорее, как к дополнительному выходному», — отмечает «Интерфакс». И 9% россиян затруднились с ответом.
По данным исследователей, две трети опрошенных (62%) считают дату празднования Дня народного единства выбранной правильно. Около 15% участников опроса убеждены, что дата для торжества выбрана неверно. Называют разные предпочтительные даты: битва при Бородино и др.
Однако свыше двух третей респондентов полагают, что подобный «объединяющий» праздник стране нужен именно с современным названием. Это мнение превалирует среди жителей страны в возрасте от 18 до 30 лет.
Интересно было бы посмотреть мнение россиян в динамике, но я таких исследований не нашёл. Думаю, что из года в год количество людей, приветствующих праздник, возрастает.
Почему это происходит? Без краткой истории праздника всё-таки не обойдёмся.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до революции 1917 года.
В церковный календарь этот день вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства
, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.День народного единства в современной России установлен в ознаменование окончания Смутного времени и избавления от поляков.
Об изгнании поляков из Москвы говорит подавляющее большинство, забывая Смутное время. Что оно принесло государственности России и почему так важно помнить о нём?
Согласно официальным данным, Смутным временем называют период истории России с 1598 по 1613 год. То есть между правлением Ивана Грозного и началом правления династии Романовых.
Смутное время характеризуется острой и кровавой борьбой за власть, страшным голодом, появлением трёх Лжедмитриев, захватами российского престола, предательским правлением семибоярщины, поставившей на трон польского королевича Владислава.
Это жуткое время смуты грозило России полным разорением. Стояла угроза потери государственности Московского царства. Поляки зверствовали, убивали население, поносили святыни. Одновременно шли войны со шведами, захватившими новгородские земли.
В 1611 году начинают активно формироваться народные ополчения для борьбы с польскими захватчиками. Заточённый в Кремле патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества.
Одна из грамот Гермогена попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину. Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты. Кузьма Минин объявил сбор средств и сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Руси все наличные средства и украшения жены.
Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов. Воеводой пригласили успешного военачальника князя Дмитрия Пожарского.
Впервые в истории (!) князь и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом. Им удалось собрать огромное по тем временам войско, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России — это то самое народное единство, которое мы и отмечаем 4 ноября.
Важно ли это единение для современной России? Не просто важно, а архиважно! Именно в единстве народностей, населяющих территорию Российской Федерации, в её религиозной толерантности залог успешного единого, современного суверенного государства. Пример именно такого единства нам дают события далёкого 1612 года!
И в завершение не удержусь от «кухонных» разговоров. Частенько слышу, что праздник 4 ноября придумали только для того, чтобы заменить им празднование Октябрьской революции, вытравить память о советских праздниках. Другие говорят, что это «протолкнула» церковь, чтобы укрепить религиозность людей. А часто даже не знают правильного названия праздника, говоря о «Дне согласия и примирения».
Сосед по даче задал мне вопрос: «4 ноября — это День согласия и примирения или День народного единства? Какой праздник будем отмечать и с кем мне надо примиряться? С Витькой, что ли, который мне культиватор не дал?»
Вульгарная трактовка, скажете вы… Да, конечно. Однако мой сосед, не разбираясь, что празднует страна, с одобрением приветствовал объявление 4 ноября выходным днём!
Советский праздник 7 ноября не стал Днём согласия и примирения, как ни старались это сделать в КПРФ. Никто не поддержал, а День народного единства органично входит в нашу жизнь.
7 ноября потихоньку уходит в небытие и с исчезновением моего поколения канет в лету.
Народ должен привыкнуть к нововведению. Праздник народного единства и сейчас занимает немалое место в современном обществе. Он активно отмечается во всех городах России. В 2007 г. вышел в прокат исторический фильм «Хроники Смутного времени. 1612», в Нижегородском кремле устраивают показательные сражения ополченцев, проводятся многочисленные мероприятия. По всей России проходят праздничные гулянья, концерты.
В народе генетически живёт уважение к традициям и истории Родины. Необходимо ещё шире освещать эти события.
Всё образуется со временем!