Вот по поводу этого лозунга и развернулась целая баталия в сообществе «Моя Воркута». А я мимо проходил. Прислушался.
— Какой Родине, если «Северстали»?!
— А какая разница? Если не Родине, а «Северстали», что — уголь добывать не надо?
— Надо, не надо, каждый сам для себя этот вопрос решает, а по поводу разницы скажу так. При социализме добываемый ресурс тратился для обеспечения нужд всего народа. А сейчас — капитализм. При котором тот же ресурс — добывается для обогащения какого-то конкретного человека. Капиталиста…
Госпидя-ааа. Держите меня шесть человек. При «социализме добываемый ресурс тратился для обеспечения нужд всего народа». Да, видно, далеко мы уже ушли от того самого
Не надо верить всяким глупостям. Совсем не так все было. А если уж честно-откровенно и вещи — своими именами, то добываемый народом ресурс при социализме переводился на всякое г… На какашки, другими словами. Или беспощадно гноился в «закромах Родины».
Не верите? Ну, тогда послушайте. Есть у меня хороший знакомый. И до выхода на пенсию был он большим начальником. Очень большим. Настолько большим, что входил в партийно-хозяйственную номенклатуру области. Чтобы его лишний раз не краснить и потому не волновать (мало ли, прочитает про себя), какой конкретно области, не скажу. Где-то на юге. Где вольные пастбища, где выращивают разный крупный и не очень, рогатый и безрогий скот. А если скот, то, соответственно, кожи.
Поэтому была у них в области обувная фабрика. И не какая-то там замухрышка. А очень даже приличная. Республиканского значения. Поэтому и директор у них был не простой, а генеральный. На черной «Волге» ГАЗ-3102 разъезжал. Весь важный из себя такой. Фу-ты ну-ты, на хромой кобыле и не подъедешь.
Но не о нем речь. А о моем знакомом. И партийно-хозяйственной номенклатуре той самой области.
Сидят они все как-то на обкоме партии. Решают вопрос о выделении обувной фабрике фондов (кирпича, цемента, кровельного железа, силового кабеля
Нет, как можно! У нас безработицы нет. Какое увольнять?! Работать надо. Работать и зарплату платить. Поэтому — кто за то, чтобы выделить обувной фабрике фонды под строительство новых, больших и вместительных складов? Раз, два, три… Единогласно. Решение принято.
Соответственно, так нужные где-то в других местах кирпич, бетон и прочая-прочая, пошли не на что-то полезное и необходимое, а на склады, в которые — то, что никому не нужно. Барахло полное, другими словами. А народ продолжил работать. В поте лица своего. Чтобы переводить качественную кожу на эти самые… Ну, вы меня понимаете.
Если кто-то скажет, что всё это ерунда, частный, мол, случай, могу продолжить. И привести кучу иных примеров, когда добротный качественный ресурс переводился на что-то совершенно бесполезное и никому не нужное. Полное фуфло, если уж вещи — своими…
Примеров, которые знает любой, кто родился и вырос в той стране, которой уже нет. Знает, но когда-то проходил мимо, не обращая на это внимания. Только потому, что в кармане шелестели бумажки, как он считал, законно заработанной зарплаты. За то, что он перевел добро на бесполезный и никому не нужный продукт. Или просто — сгноил его. Но…
Весь секрет тут в том, что реальная цена денег — это стоимость той бумаги, из которой их изготовили на фабрике Госзнака. А настоящую стоимость они приобретают только тогда, когда она подкреплена стоимостью товаров, находящихся в то же самое время на рынке. В магазинах, другим словом.
Но всякое безобразие, если даже оно и попало в магазин, кто будет покупать? Кому оно нужно? Если только тем, кто эти самые безобразия нарушать собрался. Но мы-то — добропорядочные бюргеры. Нам оно зачем?! Пусть лучше лежит на складе.
Поэтому получил народ зарплату, пошел в магазин… А там — пачки маргарина, уложенные разными красивыми горками, и позапрошлогодние серые от пыли макароны. Нет, такого нам не надо! И прямым ходом из магазина в Сбербанк, чтобы положить деньги на сберегательную книжку. А куда их ещё, если купить нечего?
Поэтому если вдруг кто начнет бить себя левой пяткой в грудь, рассказывая, какие деньжищи он потерял в начале 90-х… Не верьте. Ничего он не потерял. А если и потерял, то значительно раньше. И по своей вине. Когда добротный ресурс переводил на… Ну, на это самое. Надеюсь, все поняли.
Хорошо ещё, хоть нашелся человек… Внук того, чьими книжками мы зачитывались в детстве, и сын того, кому мы так упорно подражали, будучи пионерами. Хорошо, что нашелся и спас страну от того экономического коллапса, в который она катилась. А мы до сих пор даже памятника ему не поставили.
Конечно, и тот капитализм, в котором мы сейчас живем — не самое лучшее, что может быть в этом мире. Но это уже тема для отдельного разговора. И человек, в 90-х спасший страну, совершенно не виноват, что без него мы пришли туда, куда пришли.
* * *
А лозунг и правда идиотский. При чем тут Родина, если уголь у «Воркутаугля» покупает «Северсталь»? И больше, чем ей надо, она не купит.
Купит же она ровно столько, сколько нужно для выплавки стали под тот заказ, что ей, например, сделали предприятия оборонного комплекса. А вот они уже, в свою очередь, получили заказ от Родины. Мол, самолетов — столько-то, танков — столько-то, ракет… Самолетов, танков, ракет, а не угля! Он Родине — не особо. Ей танки, ракеты, самолеты нужны.
И всё вроде бы нормально, но… Танки, ракеты и самолеты в магазине не купишь. А если они даже и появятся в свободной продаже… Помните, как в 90-е БТРы продавали? Если даже и появятся… Да кому они нужны?
И потому последнее время складывается у меня такое впечатление, что твердой поступью мы уверенно идем туда, откуда три десятка лет тому назад пришли.
Вот только найдется ли снова такой человек, который готов будет всех нас спасать? Тем более, зная, что мы такие неблагодарные…