По ресторанам обычные люди в советское время ходили редко, а вот от посещения столовых и кафе городским жителям было трудно воздержаться. Итак, с чего у каждого жителя СССР начиналось знакомство с общепитом?
А с детсада — завтрак, обед и полдник. Ужинали дома. Еда простая, но здоровая. Ну, там манная каша, щи, голубцы, котлета с картофельным пюре. Дети кривились, но большую часть съедали, хотя дома кормили вкуснее. Разумеется, вся еда в детсадах была бесплатна.
В школе я ходил в столовую только первые 4 года, с 1 по 4 класс. Особенной памяти по школьной столовой у меня не осталось, видимо, было достаточно вкусно. Обеды у нас в начальной школе были тоже бесплатными, хотя купить в столовой разных вкусняшек тоже можно было. Но в военном городке от школы до дома было всего полчаса пешком, так что окончив младшую школу, я завтракал, обедал и ужинал дома.
Затем настала студенческая пора и время обедов в разнообразных студенческих столовых, а кроме них — в пельменных, пирожковых и беляшных. Ах, эти студенческие столовые, с их максимально дешевыми блюдами! Обед из двух блюд в такой столовой мог стоить дешевле 50 копеек. При этом иногда поесть тут можно было и копеек за 30, но часто оно того не стоило.
Помнится, как-то у нас в столовой можно было на второе взять либо котлету за 13 копеек, либо рубленый бифштекс (та же котлета, но много о себе вообразившая) за 22 копейки. Я выбрал бифштекс, хоть он и был дороже, решив, что гривенник проблемы не решает, да и котлета уж больно дешевая, что странно. После обеда оказалось, что те, кто выбрал экономию и взял котлету, есть их не решились, оставив в тарелках, разломленные пополам — внутри котлеты были фиолетовыми. Как бы ни были голодны студенты, есть это они не решились, а бифштекс за 22 копейки был вполне недурен на вкус.
Особенно нежные воспоминания из обедов времени студенчества у меня сохранились о ледяной рыбке. Ловили ее в антарктических водах, в ее кровеносной системе была не кровь, а какая-то жиросодержащая жидкость. Благодаря этому мякоть рыбы была белоснежной и очень вкусной. Стоило блюдо из этой рыбки всего копеек 20−30 и было невероятно вкусно. Что-то эта рыбка давно уже пропала из наших магазинов (про общепит и не говорим).
Во времена студенчества я начал знакомиться с городским общепитом — столовыми, пирожковыми, чебуречными, беляшными… Стараясь, разумеется, не отравиться. Если в студенческой столовой было возможно наесться, заплатив 50−70 копеек, то в городском общепите надо было выложить за еду от рубля и больше.
Если с деньгами было очень туго, можно было в пышечной взять чай за 3 копейки и пяток пышек по пятачку за штучку. Этого хватало, чтобы перебить голод на пару часов. Но сколько же там надо было простоять в очереди!
В пирожковых, в отличие от пышечных, очередей обычно почти не было, а два-три пирожка с порцией бульона или чая надежно утоляли чувство голода. На пару часов. Да и стоили эти пирожки сущие копейки. Мои любимые пирожки с искусственным саго стоили 7 копеек и были при этом очень вкусны.
Беляшные и чебуречные стояли в ряду точек советского фастфуда наособицу, в них, иногда прямо на глазах покупателей, эти самые беляши да чебуреки и готовили — во фритюре. В итоге получалось огненно-жарко, очень неполезно для здоровья, но весьма вкусно и дешево: беляш стоил около 30 копеек, а чебурек — копеек по 70. Размещались такие заведения, как правило, в тех местах, где много народу обедало вне дома.
Много было в городе и пельменных, ведь сготовить пельмени — это так просто! Кинул в кипяток привезенные полуфабрикаты пельменей, поварил, сколько положено — вот тебе и блюдо копеек на 50−70. Кто поголоднее, брал по две порции и наедался до отвала. Рубля за полтора.
Но «правильнее» всего кормили в столовых. Ибо у нас в России принято, чтобы на обед первым блюдом был суп. Без супа и обед — не обед. Вот в столовых Ленинграда и готовили обеды из первого, второго и третьего. А еще были комплексные обеды, когда заказываешь разом весь обед — строго определенные блюда, при цене в пределах до полутора рублей.
Столовые на работе были как богатые, так и нищие, но кормили одинаково добротной едой. Только в «нищих» столовых щи были пожиже, тарелки попроще, а ложки-вилки алюминиевые.
В 80-е годы, как обычно, «по просьбам трудящихся», в Ленинграде один из рабочих дней был «рыбным днем» — четверг, в этот день вместо мяса в столовых была рыба. Должен признаться, что мне это не мешало, любил и люблю рыбку, хотя ухе предпочитаю щи.
Даже некоторые рестораны, особенно расположенные на Невском, в обеденное время работали почти как столовые — кормили всех желающих комплексными обедами. Стоили эти обеды всего по 1.20−1.40, а подавали их официанты в шикарных ресторанных залах, за хорошими столами с настоящими скатертями. Видимо, администрация ресторанов ценила тот факт, что ресторан в таком случае давал неплохую отдачу даже днем, в самое непрофильное для него время.
Да, много чего было — и куда все подевалось? На месте пышечной у Балтийского вокзала — голый асфальт. На месте отличной пельменной на 6-й Красноармейской между Московским и Измайловским — какая-то бумажная контора. Вместо чебуречной на площади, что на перекрестке Кантемировской и Карла Маркса (не перевариваю эти новые названия) — магазин какой-то, даже не продовольственный.
Кому мешал городской общепит?