Как пили чай из самовара?

Реклама
Грандмастер
Труба «поёт» и бурно дышит паром,
А значит, время завтракать пришло.
И чайник заварной на самоваре,
Вбирает не спеша его тепло.
Ирина Савельева. «Люблю душистый чай из самовара»

У материного отца, деда Шуры, самовара не было. Вернее, был, но уже продвинутый, электрический. Соответственно, на стол он водружался по большим праздникам и когда к нам приходили гости.

Конечно, когда праздник или гости… Замечательное просто дело! Уже с самого утра бабушка начинает печь или жарить что-то вкусненькое. Естественно, в процессе жарки-готовки мне обязательно обломится кусочек-другой. Ну, а уж за столом, где все сидят, разговоры разговаривают, а мужики после стопочки-другой такие добрые… Так взрослые только и делают, что предлагают тебе то «Раковые шейки», то тульский пряник, то вафельную трубочку с кремом внутри, что по пути к нам купили в пристанционном буфете…

В общем, праздник! Действо яркое и запоминающееся. Вот только чай из такого, электрического, самовара мало чем отличался от того, что заваривался из чайника, который в обычный день вскипал на плите. А если отличался, так только благодаря какой-то особенной заварке, что бабушка доставала к празднику из своих запасов. Но в заварках я тогда ещё не разбирался.

Реклама

А вот у деда Коли, отцова отца, самовар был настоящий, который надо было разжигать и топить щепками или сосновыми шишками. Поэтому, когда меня отправляли к нему, я обязательно просил деда, чтобы чай мне наливали — из самовара.

И у тех, и у других деда с бабулей я почему-то был старший внук и до какой-то поры, вполне естественно, единственный. Поэтому родители родителей меня очень любили. Да и поджаливали немного, слегка поругивая непутевых родителей, что забрались куда-то за тридевять земель на эти самые севера, а «ребенок, при живых отце и матери, растет, как сорняк в поле».

Я все эти тонкости взаимоотношений между поколениями не сильно понимал, но своими привилегиями иногда очень даже беззастенчиво пользовался.

Реклама

Но надо сказать, что и без меня у деда Коли почаевничать любили. Утром бабушка первым делом ставила самовар. И пока они с дедом не выпивали чашки по три свежезаваренного горячего чая, за завтрак можно было даже не вспоминать. Вот когда три чашки выпиты, уже после этого бабушка начинала колготиться у печки и накрывать на стол.

Но утром чаепитие меня мало интересовало. Дома у нас такой привычки не было, поэтому до завтрака мне его не очень-то и хотелось.

А вот потом… Уже после завтрака, и даже после того, как порядком набегаешься с друзьями-приятелями по улице. Вот тогда… Завалишься в дом, весь мокрый, разгоряченный… «Деда… А чаю?!»

Естественно, внук просит (!), деда кивнет бабуле, она и начинает возиться с самоваром. А надо сказать, если кто не знает, в русских избах у печи, со стороны топки, обязательно было предусмотрено отверстие — дымоход для самоварной трубы, которая для этих целей (чтобы самовар можно было разжигать, не выходя из дома) специально изготавливалась коленчатой, в форме буквы «Г».

Реклама

Так вот, бабуля самовар поставит, всё вскипит… А самовар, опять же, надо сказать, у деда Коли был приличного объема, литров на семь. И когда он вскипал, естественно, бабушке было тяжело его поднять. Поэтому после того, как вода в самоваре закипит, за дело принимался деда. Он переносил самовар от печки, ставил на стол и… Мне наливали кипятка. А самовар-то… Не чайник. Не выключишь!

Поэтому из чашки чай пить было не очень-то удобно. Горячо! Когда кипяток из самовара, его просто так из чашки не выпить, даже если в этот кипяток и добавить заварки. Она ведь тоже… Горячая! Хоть трубу-то с самовара уже сняли, но угли в топочной камере ещё тлеют, а заварочный чайник сверху, прямо над нею, стоит.

Реклама

Естественно, я просил, чтобы мне разбавили чай холодной водой! Дед скрипел зубами, но… Воду откуда-то доставал и доливал её мне в чашку.

Хотя потом-то я и сам понял, в чем тут секрет. Если чай из самовара… Его надо пить из блюдечка. И не просто так, а… Вприкуску! Обязательно, вприкуску. Не знаю, как сейчас… Нет, знаю!

Сейчас, когда идешь по трассе… Неважно, какой — М10 «Россия» или М4 «Дон»… Если видишь, что у кафе стоят фуры, значит, можно останавливаться. Дальнобои, в отличие от нас, любителей, по этой трассе ездят не раз в квартал, а каждый божий день. Потому и знают её, как свои пять пальцев. И если они остановились у кафе… Значит, кормят здесь вкусно, порции немаленькие, а цены — божеские.

Реклама

Но что странно, в последние годы в большинстве подобных кафе хозяевами — азербайджанцы. А у них, если сильно не жидиться и заказывать чай не в стакане (куда, как правило, опускается заварочный пакетик), а в чайнике… Вот в чайнике вам принесут настоящий чай, который заваривается не какой-то там пылью, что осталась на транспортере после отсортировки чайного листа, которую потом — в пакетики, а настоящей заваркой, что дает напитку не только цвет, запах, но и вкус чая. Чая! А не какой-то коричневой бурды.

Так вот, к этому чайнику азербайджанцы подают не только свои стаканчики — армуды, но и вазочку с сахаром кусочками. Этот азербайджанский сахар кусочками очень сильно напоминает тот самый сахар… Сахар моего детства, который у деда Коли подавался к

Реклама
чаю из самовара.

Только тогда, в те давние времена, перед тем как ставить сахарницу на стол, тот кусковой сахар, что продавали в сельповском магазине, надо было наколоть специальными щипчиками. И относительно крупный кусок превратить в десяток-полтора маленьких сахарных пластиночек. Таких, которых как раз должно хватить на одно блюдечко.

Ну, это у меня — на одно. Дед и бабуля с одним таким кусочком могли и целую чашку выпить, а мне… А мне что экономить, если этих кусочков — целая сахарница?! Выпил блюдечко, налил в него из чашки очередную порцию чая и потянулся к сахарнице за новым кусочком сахара. Кинул его в рот, поднес блюдце ко рту и… И втянул в себя чуть подостывшую, но ещё горячую, ароматную жидкость. Втянул и чуть задержал во рту. Чтобы почувствовать, как чай, растворяя сахарный кусочек, меняет свой вкус…

Много времени прошло с тех давних пор, но… Рассказываю эту историю, а во рту ещё не забытый вкус детства. Вкус того самого чая. Из самовара. Который обязательно надо — из блюдечка. И вприкуску с твердым кусковым сахаром.

Реклама