Сложнее всего понять вам, мирянам, наши монастырские часы. Вот написано тут в уставе о службе шестого часа. А шесть часов вечера или утра? Не угадаете ни за что. Служба шестого часа начинается за полчаса до полудня.
В средневековой Руси часы богослужений (канонические) не случайно называли «косыми», то есть неравными. В зависимости от времени года такой час может длиться от 30 до 90 минут! То есть зимой молимся полчаса, а летом полтора.
- Часов богослужений, или канонических часов, в сутках всего четыре: первый (6−7 утра), третий (9 утра), шестой (около полудня) и девятый (три часа дня).
Ну ладно, вот мой распорядок дня по мирским часам, привычным вам.
Полпервого ночи. Старшие братья будят меня и гонят на всенощное бдение. По самым правильным правилам оно должно длиться всю ночь, но в такие крайности никто давно не впадает.
Кстати, нужно дать вам ещё одно пояснение. Вот у вас когда ночь начинается? Кто-то скажет — в 23 часа, кто — в час ночи, но средневековая ночь начиналась в 6 часов вечера. Это тоже нужно знать, чтобы правильно понимать распорядок дня монаха того времени.
Молимся до половины третьего и ложимся спать до 4 утра. Затем полчаса идёт утреня, и снова ложимся спать. Теперь уже просыпаемся с рассветом, в районе 5−6 часов утра.
Утреня — головная боль для аббата или настоятеля монастыря. Определить её час — крайне сложная задача. Видели в монастырях солнечные часы? Вот днем смотрим по ним, а ночью звезды помогают. Как-нибудь расскажу, как мы вычисляем это дело.
В половине седьмого начинается первый канонический час. Удивительно, но длится он обычно именно час, что у нас вообще редкость. До половины седьмого читаем устав монастыря или что-нибудь из Библии. Потом обсуждаются хозяйственные вопросы, а самое неприятное — надо признаваться в нарушениях устава монастыря, грехах. Если своих нарушений нет, надо обязательно настучать на кого-нибудь из братьев по монастырю.
В половине восьмого служим утреннюю мессу, а потом до 9 утра можно уединиться в келье для индивидуальных молитв. Главное, в это время не храпеть сильно, а то накажут.
В 9 утра обычно начинается так называемая служба третьего часа, а за ней следует главная месса. После чего идём на физические работы: стены поправить, дров наколоть и так далее.
Половина двенадцатого — начинается шестой монастырский час и, соответственно, служба шестого часа. В полдень идём обедать. После обеда можно целый час отдыхать. Только опять же желательно не храпеть.
Трапеза у нас зимой обычно один раз в день, летом два раза, и то если поста нет. Поэтому келарь (завхоз по-вашему) практически живёт в кладовой и спит там, чтобы у нас не было соблазна лишний раз стащить еду.
У вас два часа дня, а у нас служба девятого часа. Девятый час длится недолго, полчаса всего. Потом идём работать в сад, огородничать до 4 часов дня.
В полпятого служим вечерню, в половине шестого начинается ужин, но если идёт пост, то спать ложимся голодными. Отбой в монастыре совсем рано происходит по вашим современным меркам — около 7 вечера. Да только помните, что в полпервого ночи меня уже растолкают и погонят на всенощную. Так и живём.
Много ещё интересного мог бы рассказать, да времени нет. Скоро 9 утра, на службу третьего часа идти. Завтра придётся признаться, что вместо индивидуальной молитвы байки для вас сочинял. Наряд вне очереди дадут, ну да мне не привыкать.