Из Петербурга сюда я улетела в середине января с обратным билетом на середину апреля. Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». На тот момент еще не было ясных сведений об эпидемии в китайской Ухани, и даже предположить было трудно, что эпидемия превратится в пандемию и охватит практически все страны, и что прервется сообщение между государствами. А теперь небо полностью закрыто для международных перелетов. Когда я смогу улететь в Санкт-Петербург, неизвестно никому. Хорошо, хоть авиакомпании, исходя из ситуации, переоформляют билеты без всяких штрафных санкций, но и у них пока нет информации — когда же начнутся регулярные рейсы из Америки в Европу.
К концу февраля мы не думали, что обстановка с коронавирусом будет меняться так стремительно и начнут перекрывать границы. Даже оформили путевки на неделю в Доминикану на конец марта (не слетали!). Но ситуация быстро изменилась.
Первый сигнал поступил перед 8 марта: из России сообщили, что крупная энергетическая конференция «CERAWeek 2020», которая должна была пройти 9−13 марта в Хьюстоне (а фирма, где работает сын, является участником), отменена из-за коронавируса, и все командировки в Россию и Европу отменяются на неопределенный срок.
11 марта ВОЗ объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией. Но в Хьюстоне пока все было обычно. 14 марта мы даже побывали в ирландском пабе на празднике Святого Патрика, где было весело и многолюдно, еще не было ограничений на работу кафе и ресторанов.
В середине марта коронавирус стремительно захватил Нью-Йорк и некоторые северные штаты, а в Хьюстоне работали все магазины, рестораны, спортклубы
С 20 марта многие фирмы перешли на удаленную работу, из дома, и вероятно, что так будут работать до середины лета. Объявили режим самоизоляции, даже не знаю, можно ли назвать это карантином. Примерно в эти же дни закрыли все торгово-развлекательные центры, фитнес-клубы, парикмахерские, салоны СПА, музеи, театры, медицинские клиники узкой направленности — например, глазные, зубные
Сократили время работы продуктовых магазинов — кстати, не стало круглосуточных. Из крупных промтоварных продолжают работать сеть магазинов «Home Depot» — все для строительства и ремонта, «Walmart» — где и промтовары, и продукты, «Michaels» — товары для творчества. Туда впускают по одному, очередь, соблюдая дистанцию, стоит на улице. Работает большинство винных магазинов, продажа алкоголя, по словам продавцов, выросла в несколько раз. Маски здесь носят далеко не все, может, каждый третий.
В большие продовольственные магазины типа «Kroger» все проходят свободно. Если есть очередь в кассу, то соблюдают дистанцию в 1,5 м. В кассах установлены стеклянные экраны, ручки тележек работники постоянно протирают санитайзером, но многие покупатели ходят в перчатках.
Что касается тестов на COVID-19, мы столкнулись с этим так. Жена внука в начале апреля почувствовала недомогание, температура была всего 37,2, но решила подстраховаться, позвонила в специальную службу, назначили через день приехать и сдать тест.
Поехали в назначенное время, там была огромная очередь из машин, стояли около 3 часов, потом служащая подошла и сказала, что они уже не успеют сдать анализ, дали талончик на следующий день. На другой день они опять простояли в очереди 4 часа, причем нельзя было выходить из машины и открывать окна. Затем подошла медсестра, взяла мазок из носа и велела дома ждать ответа через два дня.
На самом деле электронный ответ с отрицательным результатом (ура!) пришел лишь на 4-й день, и можно было вернуться на работу — она работает в фармации, по-нашему, в аптеке. Общение с детьми мы пока исключили, только по телефону, как и с друзьями.
Да, к счастью, в Хьюстоне не закрыли природные парки, кроме тех, где аттракционы, а их в Большом Хьюстоне насчитывается 337. Можно гулять там с 7 часов утра до 10 вечера. Только на католическую Пасху их закрывали на три дня, с пятницы по понедельник. Мы стараемся раза 2−3 в неделю по вечерам выезжать в ближайший парк, погулять по лесу. Люди в основном гуляют без масок, но не приближаются друг к другу, места всем хватает.
Когда едем по разным делам, видим, что машин на дорогах, может, и стало чуть меньше, но все равно народ не сидит дома.
Конечно, в Хьюстоне нет никаких строгих запретительных мер на передвижение по улице, да здесь это и невозможно сделать. В агломерации Большого Хьюстона площадью 26 060 км² проживает около 7 миллионов человек, и большая часть живет в своих домах, в так называемых деревнях — villages. Их особенность — здесь нет никаких коммерческих структур: магазинов шаговой доступности, почты, банка, кафе
Наверное, поэтому для меня изоляция в деревне привычна, я, когда подолгу нахожусь в гостях у сына, гуляю только по своей деревне. Здесь вдоль небольшой речки отличная прогулочная зона длиной около двух миль. А погода этой весной в Хьюстоне совсем летняя, в марте почти все время от +20 до +25, в апреле и до +30 были дни.
Одной из проблем этой коронавирусной пандемии является резкое увеличение безработных, особенно в сфере услуг, общественного питания, гостиничного и туристического бизнеса. И как долго продлится эта ситуация, пока неизвестно.
Правда, появились рабочие места в фирмах по доставке товаров, на «Амазоне»
Что еще хочу сказать из личного опыта: именно во время эпидемии стало понятно, что, в общем-то, сущность людей и в США, и в России, да, наверное, и в большинстве стран Европы, очень похожа — такая же беспечность по отношению к правилам безопасности, авось пронесет и лично тебя не коснется.
Хочу пожелать всем доброго здоровья, чтобы все берегли себя и своих близких. А пандемию мы переживем!