За первый год жизни ребенок делает огромный, просто невообразимый, скачок в своем развитии: из крошечного грудничка, ничего не умеющего, буквально превращается в маленького человечка, который знает и узнает своих родных, умеет выполнять достаточно необходимых ему действий и даже умеет ходить и говорить. И эти достижения очень заметны.
А дальше? Каких достижений ждать родителям от своего ребенка в 2 или 3 года? Зачастую родители не представляют, чему учится ребенок в этом возрасте и чем с ним нужно заниматься. Поэтому главное, чего они хотят от своего ребенка, чтоб он начал учиться читать. И чем раньше, тем лучше.
Стоп! Не требуйте этого от ребенка в 2−3 года, не перегружайте его непосильной работой, которая еще далеко не по возрасту такому малышу. Откуда у меня уверенность в том, что родители требуют от детей невозможного? Из своей практики. Расскажу один из эпизодов, случившихся в детском развивающем центре, в котором я работала.
Педагог ведет развивающее занятие в возрастной группе от 2 до 3 лет. На занятии были проведены дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, эмпатии, памяти, внимания, навыков обихода и пополнения словарного запаса малышей. В конце занятия для развития мелкой моторики дети учились лепить из пластилина синичку.
Одна девочка (на тот момент ей было 2 года и 5 месяцев) присутствовала в группе впервые. Мама привела ее на пробное занятие, чтобы определить, подходит ли ее ребенку наш центр. После занятия администратор поинтересовалась, как прошло занятие, как ребенок себя ощущал в новом коллективе и в атмосфере нашего центра.
Мама девочки была в гневе. Приводить дочку на занятия в наш центр она категорически не хотела. Причина — мы не учим детей читать! Она до глубины души была возмущена тем, что ребенок зря потратил время и не выучил ни одной буквы.
— В таком центре, как ваш, она никогда не научится читать! — кричала разгневанная мама.
В завершение ко всему вышесказанному добавились ее высказывания о синичке, выполненной ее малышкой.
— Это что за уродство? — воскликнула она. — Это не птица, а урод какой-то!
— Это сделала Ваша дочка. Она очень старалась, — попыталась защитить труд малышки наша воспитательница.
На что мама этой старательной крохи сказала воспитательнице:
— Но ведь она страшная! Вы что, не могли ей вылепить красивую синичку?
— Это первая работа ребенка. Тут ее труд, ее силы и старания. В следующий раз получится лучше. Ребенок же только учится. Она будет еще лепить, тренироваться и с каждым разом ее работы будут все лучше и лучше. Она обязательно научится!
— Да, научится потом… — сказала ее мама. — А что я сегодня покажу ее папе и своим подружкам? Они же засмеют меня за такое уродство! Если бы Вы сделали синичку за нее сами, мне бы не было стыдно такую работу показать.
Немая сцена… Занавес…
И в моей практике это не единичный случай. Таких мам и пап много. Не потому, что они слишком требовательны к своему ребенку, а в силу простого незнания возрастных норм развития.
И выходило так, что первым делом, когда принимали ребенка в наш центр, необходимо было провести консультацию с родителями. Мы им рассказывали о достижениях детей в разном возрасте, приводили подтверждения того, что у каждого ребенка есть свои маленькие победы каждый день. Объясняли мамам и папам, что играть в развивающие игры для детской психики намного полезнее и целесообразнее, чем заставлять ребенка выполнять пока еще сложные для него задания. Ведь и до них малыш доберется, только дайте ему на это время и в игровой форме подготовьте его к принятию новых знаний, чтобы каждое из них приносило ребенку радость открытия.