Какие деревья не горят при пожаре?

Реклама
Грандмастер

Этот довольно странный, на первый взгляд, вопрос был однажды задан на школьном уроке учителем ботаники в качестве дополнительного с условием, что за правильный ответ гарантирует оценку «5» по предмету на следующем уроке. Интернета в те времена еще не было. Так что единственное место, где можно было найти правильный ответ — школьная библиотека. Но и в ней поиск ничего не дал.

У одного из одноклассников папа работал в сфере строительства. Он подсказал сыну, что не горит древесина, пропитанная специальными химическими составами. Но за такой ответ на вопрос «Какие деревья вообще никогда не горят в огне?» учитель ботаники поставил «трояк с плюсом», чем сильно удивил весь наш класс. Мы-то считали, что ответ на сто процентов правильный.

Но речь в вопросе шла не о строительной древесине, используемой как материал, а именно о живых деревьях, которые не горят. До сих пор помню подробности рассказа учителя, сумевшего влюбить весь наш класс в свой «скучный», как мы считали, предмет.

Оказывается, совершенно не горит дерево чапарро, растущее в Южной Америке

. Там довольно часто в сухое время года случаются стихийные пожары, уничтожающие почти всю растительность. Невредимым остается лишь чапарро.

Секрет неуязвимости необычного растения заключается в том, что ствол и ветки имеют очень толстую кору. Она — в виде нескольких слоев, между которыми находится пустое пространство. Огонь нагревает наружный слой, но дальше проникнуть не может, так как этот слой изнутри успевает остыть и тепло не передается на следующий слой коры. Получается, что у данного дерева имеется личная защита от огня, хитроумно придуманная природой.

Реклама

У австралийского эвкалипта и североамериканской секвойи несколько иная система защиты от огня. У этих деревьев очень толстая кора. Чтобы добраться огню до древесины, ему надо сначала прожечь кору, толщина которой в среднем полметра! К тому же она не сплошная, а сильно волокнистая с пустыми промежутками между волокнами.

Реклама

В Аргентине, Парагвае и Уругвае растет дерево фитолакка двудомная. Оно известно тем, что древесина у него совсем не имеет годовых колец. Сама же древесина чрезвычайно рыхлая и на 80% по массе состоит из воды. Понятно, что гореть такое дерево не может. Даже при сильном нагреве огнем фитолакка не горит, а парит, защищая себя плотным облаком водяного пара.

Еще одно удивительное дерево, умеющее постоять за себя перед огнем, — кипарис. Его часто называют верблюдом в растительном мире. И совершенно справедливо.

Уникальная особенность кипариса заключается в том, что он запасает воду «про запас». Чем суше становится воздух, тем активнее у кипариса работает «служба» доставки влаги от корней в древесину. В итоге потом все прочие растения вокруг него начинают при отсутствии дождей быстро терять влагу и при случайно возникшем пожаре сгорают дотла. А кипарис остается целым.

Реклама

Именно эта его особенность легла в Испании в программу защиты лесов от пожаров посадками кипарисовых полос, способных задерживать и останавливать пал.

Любопытно, что эта идея может быть успешно реализована и в других странах, где растет кипарис.

Реклама