Нет нужды копаться руками в земле при посадке, есть ведь всякое хитрое снаряжение, которое сводит к минимуму прямой контакт с землей. А вот выпалывание всякой мелочи — это только пальчиками. Да только дело это не очень-то и нужное.
Считается, что при борьбе с сорняками надо выдирать их непременно с корнями. А то как же? Они ведь разрастаются снова, если корень не удалить. На колу мочало, начинай сначала. Но если их считать не врагами, а друзьями, то состояние огорода сильно изменяется, а работы становится на порядок меньше. Сорняки ведь можно пасти, то есть перегонять с места на место.
Где не нужны, там накрыть почву чем-либо непроницаемым (старым журналом, доской, рубероидом, джинсами и т. д…). Под крышей, которую вы устраиваете почве, разводятся черви и бактерии, которые быстро перерабатывают покинутую сеть корней в плодородный субстрат, не прикасаясь к живым корням того растения, которому вы дали доступ к солнышку. Срываете верхушки, кладете туда же, где сорвали, и корень получает информацию о том, что здесь расти не стоит.
Это, конечно, не исключает повторение попытки. Растение, которое не умеет обходить препятствие, немного потычется в наваленную сверху зелень и угомонится, скорее всего навсегда. А корневищный сорняк начнет активно искать выход к солнышку. Вот и чудненько, на проходах он нам будет весьма полезен. Вылезай, лапонька, там, где тебя ждут, где благодаря тебе не будут ножки в земле пачкать.
Два основных правила для тех, кто пасет сорнячки:
- чистую землю укрывать;
- ценное от дикорастущего отделять.
Землю укрывать можно всем, что перепревает, то есть пластик не подходит, а отделять — тем, что не перепревает, то есть пластик — то, что надо. Удивляюсь, что дачники не очистили леса от бутылок, стремясь сделать из них ограждения для гряд. И стекло удобно втыкать в землю горлышком вниз, и пластик удобно вонзать в почву, обрезав верх и низ (выходят минипарнички из обрезанного и огражденьице из центральной части). К тому же бутылки можно наполнить водой, и тогда они, особенно темные, отлично накапливают за день тепло и отдают его растениям ночью.
Благодаря ограждению создается отличный
Обработанные и огороженные пятачки, наши микро-огородики, желательно наносить на карту садового участка, нумеровать, описывать. Иначе память шутит, убирая излишнюю информацию, которая вдруг оказывается необходимой, когда на пятачке вырастает неведомое чудо из затерявшегося пакетика.
Очень удобно иметь описание посаженных растений не где-то на полке в доме, а здесь же, в огороде. Но мы знаем по опыту, что надписи, сделанные перманентными маркерами на пластике, внезапно выцветают, и мы остаемся без необходимой информации. Но ведь у нас есть такая замечательная ведь, как графитный карандаш. Надпись на крупной шершавой гальке или на куске текстолита держится десятилетиями.
Помните тот пластик, которым были покрыты парты в наши школьные годы? Именно на нем карандашная надпись держится до тех пор, пока не поставим цель ее отмыть, и она не боится ни дождя, ни солнца, ни бактерий.
Когда мы хорошо знаем, где у нас что растет, сорнячки перестают быть мучительным затруднением. В какой-то момент они как будто понимают замысел владельца огорода и уже сами поддерживают границы. Случайно откроется проход в бордюрной ленте, но сорнячки ничуть не стремятся проникнуть внутрь запрещенного пространства, как будто усвоили, что нельзя.
Это похоже на то, как культурные растения, долго росшие в горшках, усваивают, где граница, и при пересадке продолжают виться в том же объеме, не разрастаясь вширь. Или на то, как рыбки, разделенные в аквариуме перегородкой, при снятии стеклянной перегородки не пытаются пересекать привычную границу и заплывать в другую половину аквариума. Немало времени проходит, прежде чем случайность показывает, что привычный запрет уже не действует.
Сорнячки — хорошие, их можно любить, холить, лелеять. Готовить из них еду по весне, лечиться ими круглый год. Удобрять и прикрывать ими почву, сманивать на них случайно объявившихся вредителей культурных растений. Сорнячки подобны домашним животным, козочкам и курочкам, которые без присмотра могут много нашкодить, но у хорошего хозяина весьма полезны. Пусть живут, но только в согласии с волей хозяина.