В Центральной и Южной Америке в пойменных лесах Амазонки произрастает внешне не примечательное дерево из семейства Бигнониевые — розовое дерево, или розовое лапачо. Вырастает это дерево до тридцати метров, нижняя часть ствола оголена, лишь две трети, а то и меньше, укрыто редкой кроной. Правда, в период цветения оно преображается, покрываясь крупными трубчатыми цветками — розовыми, лиловыми, белыми.
Издавна индейские знахари использовали внутреннюю часть коры для лечения многих заболеваний. Отвар коры под названием напиток лапачо до сих пор популярен в Латинской Америке как тонизирующее и укрепляющее организм средство. Одно время его считали чуть ли не панацеей от онкологических заболеваний и СПИДа.
Древесина розового дерева имеет приятный желтоватый цвет, благодаря наличию танинов, устойчива к воздействию внешней среды. Она довольно плотная и тяжёлая, поэтому в мебельной промышленности практически не используется, а для опорных элементов в строительстве древесина лапачо подходит отлично.
Вот это дерево и облюбовали местные муравьи в качестве безопасного жилья. В период разлива Амазонки шустрым насекомым приходилось бегством спасаться от воды, забираясь на стволы растущих здесь деревьев.
Со временем муравьи и деревья приспособились к совместному проживанию. Пока паводка нет, трудяги носят на стволы кусочки почвы, склеивают её липкими выделениями, сооружая таким образом гнёзда-домики. Вместе с почвой заносятся семена некоторых видов растений, которые прорастают и своими корнями укрепляют жилища.
Такие сооружения называют «висячими муравьиными садами». В этих садах муравьям живётся вольготно — надёжный дом-муравейник, пища в виде различных видов тли и её сладких выделений им обеспечены. В благодарность за такой комфорт муравьи защищают деревья от вредных насекомых и даже от млекопитающих. На того, кто попытается забраться на дерево, нападает кусачая армия, которая моментально отбивает желание полакомиться листьями лапачо.
Кроме розового дерева в Латинской Америке произрастают муравьиные деревья семейства Меластомовых. На черешках или листьях этих деревьев образуются вздутия, в которых живут мелкие, но очень агрессивные муравьи. Платой за проживание является защита деревьев от муравьёв-листорезов. Жители также остерегаются трогать такие деревья — стоит потрясти ветку, и полчища разъярённых насекомых набрасываются на нарушителей.
Некоторые виды латиноамериканских лиан также образуют на листьях подобные домики для муравьёв.
В дикой природе на севере Австралии и близлежащих островах сохранилось ещё одно муравьиное дерево — макаранга. Местные муравьи поселяются в его листьях, питаются сладкими выростами на дереве и выделениями тли, которая в изобилии живёт здесь.
Муравьи могут поселяться даже в колючках деревьев. Например, у некоторых видов акаций на ветках располагаются шипы длиной до четырёх сантиметров. Но защита дерева не в колючках, которые только на вид устрашающие, а на самом деле являются хрупкими. Защищают деревья мелкие муравьи, живущие внутри шипов. Если кто сломает их жилище, тому не поздоровится от укусов насекомых. Акация кормит своих охранников специальными нектарниками, которые растут на черешках. Кроме того на кончиках листьев находятся сладкие выросты, являющиеся питательным лакомством для муравьёв.
Интересно содружество некоторых деревьев семейства Гречишных и муравьёв. Насекомые поселяются в молодом саженце дерева и по мере его роста прокладывают себе ходы по стволу. В результате муравьи свободно перемещаются внутри дерева, охраняя его при этом от вредителей. Дерево в благодарность кормит своих жильцов: на листьях и прилистниках находятся богатые питательными веществами желёзки.
Представляя взаимовыгодное сосуществование растений и муравьёв, невольно задумываешься о разумных жителях нашей планеты — наверное, следует и нам поучиться у них…