Чемоданы прямо в аэропорту он отдавал каким-то соотечественникам, торговавшим на московских рынках, получая за это на месте деньги, оправдывавшие и этот полет домой, и ещё несколько других.
По словам Талгата, чемоданы он наполнял по пути в аэропорт. Машина останавливалась на одном из высокогорных лугов. Талгат выходил с чем-то вроде серпа и за 15 минут аккуратно снимал «урожай» ярких, готовых распуститься цветов. Укладывал их в чемоданы, в которые клал какое-то вещество, как бы усыпляющее тюльпаны на время полёта, и доставлял их в Москву.
Цветы, действительно, были роскошные, похожие на яркие кусочки пламени. Этими цветами он одаривал всех девушек в своей учебной группе, за что девушки Талгатика нежно любили.
Киргизия, Памир — родина этого замечательного цветка. Те самые горные и предгорные луга, которые и сейчас пламенеют несколько весенних дней под набирающим силу южным солнцем. Именно в этих краях и именно в это весеннее время они понравились кочевым тюркам-сельджукам настолько, что стали впоследствии династическим цветком Османов, а затем
В Европе же тюльпан — символ Нидерландов. И тоже вполне заслуженно. По одной из версий появления этого цветка в Европе, его привезли в Антверпен из Стамбула вместе с другими восточными товарами и диковинами. Другая версия распространения тюльпанов в Европе — они попали из Османской империи в Вену, где их акклиматизировал в тамошнем императорском ботаническом саду
Впоследствии Клузиус стал профессором Лейденского университета и начал разводить тюльпаны в этом городе. Акклиматизация теплолюбивого цветка на севере была, без сомнения, серьёзным научным достижением. Нидерландские тюльпаны были очаровательны. Так что несколько луковиц из тщательно охраняемой коллекции К. Клузиуса всё же выкрали.
И пошло-поехало! Вначале тюльпаны были исключительно цветком аристократов. Но в 17-м веке в Голландии, в Англии и во Франции появилось немало купцов, разбогатевших на торговле с колониями. Им тоже захотелось «барских забав». «Любые причуды — за ваши деньги», — ответили цветоводы, и появилось множество сортов голландской и французской селекции: все оттенки цветов, все возможные расцветки.
Круг любителей экзотических восточных цветов расширялся. Это немного напоминает историю распространения чая
в Великобритании, который довольно скоро из напитка королевского стал напитком аристократов, а потом «ушёл в народ», приостановив, кстати, увлечение и тех, и других крепкими напитками.
Спрос рождает предложение, предложение подстёгивает спрос. Этот механизм, приводящий к ажиотажному росту цен, а затем к тому, что рыночные «мыльные пузыри» лопаются, был ещё плохо известен в Европе в 17-м веке. В 1630-х годах на голландских рынках начался ажиотажный спрос на луковицы тюльпанов. Любая луковица тюльпанов редкого сорта в течение нескольких лет только росла в цене. Это вызывало необоснованные надежды на то, что такой рост будет продолжаться и в дальнейшем. Иные посчитали луковицы тюльпанов замечательным активом для сохранения и преумножения вложенных в них средств.
Но вскоре «мыльный пузырь» лопнул. Многие из тех, кто включился в «тюльпановую гонку», потеряли вложенные деньги. Тюльпаномания была одним из первых биржевых крахов в современной экономической истории, чем и знаменита. Мнения же о том, что это была настоящая финансовая катастрофа, надолго подорвавшая экономику страны, скорее всего, неверны. Главным товаром на тогдашнем голландском рынке были, конечно, не
, а предметы гораздо более основательные и дорогие.
Но то, что тюльпан завоевал сердца голландцев, несомненно. Рембрандт изобразил на одной из своих картин урок анатомии доктора Тульпа.
Кстати, название «огненного цветка» происходит из персидского «dulband», означавшего материю, из которой делали тюрбаны. Вообще-то, восточный тюрбан, который выглядит, как дорогое украшение, красивый головной убор, является всего-навсего куском материи, в котором следует похоронить труп хозяина в случае его смерти.
Когда человек отправлялся на паломничество в Мекку, на его голове всегда был тюрбан. Мало ли что случится в дальней и опасной дороге! Вероятно, нераспустившийся цветок напоминал по форме тюрбан, отчего и получил такое название.
Тюркский вариант персидского слова, «tülbend», перешёл в европейские языки. Причем, продвигаясь на север Европы, он потерял своё окончание. По-английски тюльпан называют «tulip», по-немецки «tulpe», а по-голландски, как уже было сказано, «tulp».
В начале 20-го века в Нидерландах была проделана огромная работа по выводу новых сортов, которые могут расти в открытом грунте и предназначены, главным образом, для украшения больших городских пространств.
Абсолютное большинство плантаций тюльпанов находится сегодня в Голландии. Эта страна производит и продает более 90% выращиваемых в мире луковиц тюльпанов.
Фотографии плантаций тюльпанов на севере Нидерландов очень популярны в разнообразных календарях цветоводов и в книгах о цветах. Так что сейчас можно говорить, что родина современных тюльпанов — Нидерланды.
Нидерланды — страна, в общем-то, северная, нетёплая. И то, что здесь смогли укоренить, сделать своим цветок южных стран, вызывает уважение к старательному упорству человека, которому, по-видимому, нет преград.
Точно так же удивляют плантации тюльпанов в израильской пустыне Арава, неподалеку от города-курорта Эйлата. Благодаря здешнему жаркому климату эти тюльпаны вырастают до продажных кондиций уже в январе-феврале.
Основную массу израильских тюльпанов продают в Европе под Новый год. В том числе и в Голландии.