По-научному эти растения называются купальница, относятся они к многолетним травянистым растениям из семейства Лютиковых. А по классификации Линнея они называются Trоllius. Любопытно, что Карл Линней познакомился с этими азиатскими цветами в середине XVIII века, после того как их прислал ему из Сибири Эрик Лаксман, российский ботаник шведского происхождения, ординарный академик Российской академии наук по «экономии и химии». Лаксман работал в то время пастором лютеранской общины в Барнауле и в свободное время занимался любимым делом, собирая сведения о флоре и фауне Сибири.
Это был удивительный человек. За свою недолгую жизнь, всего 58 лет, он объездил почти всю Россию, а уж перечень его занятий и научных открытий вызывает искреннее уважение. В 1781 году он некоторое время поработал помощником начальника печально известных Нерчинских рудников, затем минералогическим путешественником от Кабинета императрицы. А в 1784 году на реке Тальца близ Иркутска в партнерстве с местным купцом Барановым основал стекольный завод, используя при варке стекла вместо поташа глауберову соль, что является его изобретением. Он впервые описал и классифицировал несколько видов сибирских млекопитающих, таких как азиатский бурундук, алтайский цокор (представитель семейства полевок), средняя бурозубка и других. Поистине много во славу России сделавшим был этот энциклопедических знаний господин.
Однако вернемся к цветам.
Кто, когда и почему дал им такое латинское название, неизвестно. Имеются две главных версии. Первая — очень изящная, поэтичная и красивая: от немецкого слова Trollblume, что означает «Цветок троллей». Один из европейских подвидов этих цветов растет в Альпах и на Скандинавском полуострове. Так вот, по германским и скандинавским легендам они считались любимыми цветами троллей. Вторая версия, как обычно, более приземленная: поскольку цветы имеют шарообразную форму, то и образовано название или от латинского «trulleus» — в переводе «круглый сосуд», или от старогерманского «troll», что означает «шар».
С русским названием «купальница» все намного проще. Массово цвести они начинают на Аграфену Купальницу (23 июня по старому стилю или 6 июля по новому). В этот день принято мыться и париться в банях и начиналось купание в реках и озерах. А на следующий день был древний языческий праздник Ивана Купалы, Иванов день. Горящие в траве повсеместно огоньками цветы считались в народе предвестниками Купалы, который почитался как бог плодородия. Много купальниц — значит, год урожайным будет, считали наши предки. Молодежь отправлялась с утра собирать на лугах цветы купальниц, которые помещали в рукомойники, чтобы быть здоровыми и красивыми, и в подойники, чтобы коровы не болели и чтобы молока у них было много.
Купальница на Руси издавна символ Иванова дня, а значит молодости и рассвета.
Ну, а алтайский вид этих цветов будем называть так, как принято на их родине — «жарки». Жарки ведь почему? Всю долгую студеную зиму люди мечтают о лете, о солнце, о жаре. Вот цветы и отражают эти мечты народные, тем более что цвести они начинают достаточно рано. Удивительно красивы они в период цветения. Можно увидеть огромные луга, на которых они пылают как маленькие костры, и кажется даже подсвечивают снизу нависающие над ними высокие темно-зеленые травы. Не зря их во многих местах еще называют «огоньки».
Растут они так же, как и многие другие цветы их семейства. Из прикорневой розетки листьев вверх стремится цветонос, на котором только в нижней его трети имеются листья, причем нижние — крупные, черешковые, а верхние — более мелкие, сидячие, то есть прикрепленные непосредственно к цветоносу. Зачастую в пазухах сидячих листьев развиваются боковые побеги, завершающиеся цветком. При этом по мере приближения к вершине основного побега боковой цветонос становится короче, а цветок мельче.
Форма и окраска цветков у купальниц различных видов схожа, если и имеются различия, то они весьма нюансны, чаще это шар, но бывает, что он полуоткрыт, а цвет меняется от ярко-желтого до оранжевого. Хотя иногда встречаются купальницы с переходным цветом от зеленого до желтого или оранжевого.
Купальницы, как и все лютиковые, имеют цветки с глянцевыми, как будто лакированными лепестками. Они крупные, до 5 см в диаметре, слабодушистые. Цветок представляет собой спираль, а лепестки его венчика выполняют роль нектарников. Тычинки и пестики находятся во внутренней закрытой полости, в верхней части которой может иметься небольшое отверстие. Это наилучший способ защиты пыльцы от повреждений росой и дождем. Плоды у купальниц — листовки с длинным носиком, направленным вверх, раскрываются в июле-августе вдоль внутреннего шва. Листовки собраны в шаровидные соплодия, в которых находятся черные, блестящие семена овальной формы.
В восточной медицине некоторые виды купальниц считаются лекарственными, хотя корни всех растений ядовиты. В XIX веке цветки купальницы азиатской использовали при производстве красителя для тканей желтого цвета.
На основе трех самых распространенных видов — европейской, азиатской и китайской купальниц — выведено несколько садовых форм этого растения. В садах они растут хорошо при условии создания для них приемлемых условий, первым из которых является влажная, но хорошо дренированная почва. Растение одинаково не приемлет как пересыхания почвы, так и излишнего ее увлажнения, особенно с застоем грунтовых вод. Так же как и в естественной среде обитания, садовые формы тоже предпочитают тень, и не любят, чтобы их размещали на самом солнцепеке. В последнем случае они быстро отцветают, цветков на них появляется меньше, да и размер этих цветков невелик. В сильную жару купальницы требуют частого и обильного полива. Не любят они и пересадки. Успешно будут расти и цвести на одном и том же месте в течение многих лет.
Осенью, когда листья начинают отмирать, лучше их срезать до высоты черешков 2−3 см. В этом случае они будут защищать почву, на которой растение укоренилось.