Древние греки, славяне, римляне считали его священным даром богов и верили в его чудодейственную силу. Римляне посвящали это дерево верховному богу — Юпитеру, греки — Зевсу и Гераклу.
У друидов, кельтских жрецов, дуб олицетворял мировую ось и божественную мудрость. Предполагается, что само слово «друид» произошло от греческого drus — дуб.
У славян под дубами происходили важнейшие собрания, свадебные обряды и суды. Дубовые рощи и даже целые леса объявлялись священными, что помогло спасти их от вырубания. Самые старые деревья ограждались, заходить за ограждение разрешалось лишь жрецам, людям, приносящим жертвоприношения, и одноплеменникам, которым угрожала смертельная опасность. Даже враги были неприкосновенными под такими деревьями.
Жрецы слушали голос божества, как полагали, жившего в ветвях, и делали предсказания. По-разному шелестит листва: тихо и спокойно, грозно, напряжённо — от этого зависела и суть предсказания.
В более поздние времена возле таких деревьев устанавливали идолов — вырезанных из дуба изображений богов, в основном Перуна, поэтому дуб называли ещё перуновым деревом. Перед идолами жгли жертвенные костры. Огонь для них добывали трением дубовых палочек.
В древности верили, что дубы существовали со времён сотворения мира. Одна из древнеславянских легенд повествует о том, что в синем море находился огромный дуб, на нём сидели два голубя. Однажды спустились они на дно моря и достали песок, камни и звёзды. Из них были созданы Земля и Небо.
Священные дубовые деревья оберегали. Человек, посмевший срубить такое дерево или причинить ему зло, жестоко наказывался. Простые же, не священные, дубовые леса кормили, обували, согревали, лечили и защищали людей.
На Руси из дубов создавали засеки — раскинутые на сотни вёрст поваленные дубы. Они становились труднопроходимой преградой для воинов хана Батыя, а позднее — для немецких танков.
Археологи считают, что жёлуди использовались в пищу ещё 5000 лет назад. Уже тогда люди знали, что прежде чем употреблять жёлуди, необходимо для устранения горечи промывать их в проточной воде. Из желудёвой крупы варили каши, а из муки пекли лепёшки и хлеб. В некоторых европейских странах желудёвую муку до сих пор добавляют в тесто для выпечки тортов, пирожных, печенья.
В домашних условиях можно приготовить такую муку. Для этого необходимо очистить плоды от кожуры, раздробить и залить водой. Через сутки воду следует поменять. После второго вымачивания терпковато-горький вкус исчезает. Затем желуди просушить и размолоть в муку. Для приготовления теста надо брать две части желудёвой муки и одну часть пшеничной — для лучшей клейкости.
На Руси издавна существовала профессия с интересным названием — дуботолк. Её секретами владели мужчины, которые толкли дубовую кору для обработки кожи.
Широко использовалась дубовая древесина. Из цельных стволов выдалбливались челны, которые стали главным транспортным средством на торговом пути «из варяг в греки».
В наши дни древесина дуба идёт на подводные и сухопутные постройки, используется как бочарный, мебельный, паркетный материал. Особенно ценится морёный дуб, пролежавший в воде сотни лет, он имеет почти чёрную древесину.
Интересно было использование дубовых галлов — наростов на листьях. Они похожи на маленькие жёлто-зелёные ягодки с розовыми бочками. В старину из них получали чёрные чернила, которыми пользовались ещё и во времена Пушкина.
Дуб издавна был популярен в народной медицине. Многие славянские заговоры от болезней начинались словами: «На море-океане, на острове Буяне, где лежит камень Алатырь, стоит булатный дуб…».
Некоторые народы верили, что поваленный во время грозы дуплистый дуб, обладает особой целительной и даже волшебной силой, он способен возвращать человеку молодость и здоровье. О таком чудодейственном дубе говорится в поэме Лонгфеллю «Песнь о Гайавате»:
…И в дупло, как в яму, прыгнул
Старым, грязным, безобразным.
Он упал в него, а вышел —
Сильным, стройным и высоким,
Статным юношей прекрасным…
Действительно, дуб обладает мощной энергией. Чтобы получить её, достаточно всего на несколько минут прикоснуться к дубу или же просто посидеть под ним и послушать шелест его листьев, полный тайн и мудрости природы.