Как чувствуют растения, или О чем кричал огурец?

Реклама

Мир наполнен звуками, которые человеческое ухо не может услышать. Но они есть и звучат, не умолкая ни на минуту.

Давайте сразу договоримся, что общаться и разговаривать можно не только с помощью второй сигнальной системы — словесной речи, но и другими, не менее информативными способами. Впрочем, и у людей слова в общении и передаче информации играют не самую главную роль. Самый большой объем информации человек получает в первый год своей жизни, а это неречевой период. Так-то.

Общаются между собой клетки, органы и все живое, населяющее нашу планету. Разговаривают, общаются, испытывают чувства и растения.
Долго люди в лице ортодоксов-ученых не воспринимали всерьез факты, подтверждающие эти способности у кого-либо, кроме людей, ну и еще некоторых, так называемых, высших животных.

Реклама

А растения?!

Ведь у них нет нервной системы, а значит психики, органов зрения, слуха. Где и как чувствуют, чем реагируют?
А если нет, в человеческом понимании, этих приспособлений, значит не положено им иметь чувства.
Но жизнь такая штука, что все, в конце концов, расставляет по своим местам. Слишком много фактов, доказывающих обратное, собрано разными учеными и энтузиастами-биологами.
Вот несколько. А вывод делайте сами.

Профессор М. Фогель из Калифорнийского университета провел такой эксперимент. Он подключил к листу филодендрона гальванометр и самописец. Пока ассистент стоял около листа и не думал о растении, самописец чертил ровную линию. Но стоило мысленно обратиться к растению, как самописец начинал чертить кривую.

Реклама

«Повезло» филодендрону и с другим исследователем, Бакстером. Он подносил зажигалку к листу с намерением поджечь его. Реакция была бурная и нерадостная. Потом, прости Господи, он кидал в кипяток креветки, и растение, добрая душа, бурно сочувствовало им!
Он же установил, что растения обладают памятью. Когда его ассистент, травмирующий во время опытов растения, пришел в лабораторию через довольно продолжительный срок, они вспомнили своего мучителя и завопили. Реагировали даже те растения, которые не подвергались истязаниям. Так сказать, за компанию сопереживали.

Если вас не убеждает забугорный пример, можно вспомнить опыты нашего соотечественника, В. Н. Пушкина из Института общей и педагогической психологии.

Реклама

Захотелось ему узнать, как реагируют растения на сильные эмоции человека. Подопытной была взята бегония, к которой тоже прикрепили датчики и четырехканальный энцефалограф. Человек находился на расстоянии недоступном для контактов с растением, и переживал сильные чувства холода, страха, радости. Самописец чутко реагировал на все эти проявления и по-разному отражал то, что сопереживал цветок. В момент, когда человек представил, что цветок срывают, бедная бегония испытала сильнейший стресс и успокоилась только тогда, когда опасность миновала.

Академик И. И. Гунар обнаружил у растений аналог мозга. Центр «разума растений», простите за кавычки, дань привычке, он обнаружил в корневой шейке растения. Этот мозг пульсирует и посылает сигналы всему растению. Кстати, у растений есть ткань, выполняющая роль нервной системы. По ней, как по проводам, бегут электрические импульсы, что было подтверждено еще Тимирязевым.

Реклама

Ну, что, нужны еще факты? Пожалуйста, исследователи из Института прикладной физики выяснили, что в ситуациях стресса растения выделяют газ этилен. Придумав мудреную конструкцию, переводящую количество выделяемого газа в звуковые сигналы, они смогли услышать крики и стоны испуганных растений. Например, куст крыжовника громко стонет, когда его поедает мучнистая роса. Куст огурца, с виду вполне благополучный, удивил исследователей своим воплем от боли. Когда его осмотрели, то обнаружили первые признаки заболевания мучнистой росой.
Так можно будет распознавать заболевания растений на ранних этапах.

А на десерт хочу рассказать о поведении одноклеточных. Им уж точно было отказано вообще в каком-либо разуме и чувстве.

Реклама

Под руководством академика В. П. Казначева был поставлен опыт возможности контакта изолированных растительных клеток. Каждая из них находилась в своем шаре. При введении в один шар смертельного вируса, во втором шаре реакция была такой же, как и в первом — заболевала клетка просто так, «за компанию». Дальше происходило так. Далеко от второго шара ставили третий, с живой клеткой. Как вы думаете, что произошло? Она тоже заболела. Таких шаров ученый не пожалел много, видимо для убедительности.

Как жить в мире, где раздаются безмолвные для человеческого уха крики боли и страха?
Какая идиллия на цветущем лугу во время косьбы оборачивается адом для самой травы!
Не мог Бог создать мир, где все обречено на страдание!

А может, спасение в сострадании? И не надо бежать от него, тем самым нарушая какое-то очень важное равновесие в мире.

Реклама