Мысль поинтересоваться, что ж это за красавицы такие расцветили нам июньские будни, в голову не приходила. Пришла — когда уже в середине июля с намерением пофотографировать зреющий урожай груш я оказалась в знакомом мне саду, которым управляет уважаемая мной садовница. Всегда улыбчивая и немногословная, на сей раз она что-то быстро и громко, явно волнуясь, говорила своим сотрудникам и указывала на кроны яблонь.
— Что случилось? — спрашиваю. И уже сама без объяснений все вижу. Садовница и ее подчиненные обирают в кронах плодовых деревьев засохшие побеги, окутанные паутиной. Меж тем мне объясняют:
— Помните, в июне было много бабочек? Смотрите, что они там тут оставили!..
Разворачиваю один из паутинистых коконов — и вижу там кучу гусениц. Они ползут по листовой пластинке, строем тянутся по черешку. Иные листья уже погрызены — мякоть листа уничтожена. Скелетированием называют такое повреждение листьев. Да, действительно, от листа остается лишь его скелет — сухая сеть жилок.
Поинтересовалась у друзей в Интернете, посмотрела на сайтах региональных газет. Оказалось, не только посреди Ярославской области такая напасть случилась. Центр России, Поволжье, Урал, Сибирь покорены Aporia crataegi — боярышницей обыкновенной. Вернее, борзыми детками той нежной красавицы, что порхала в начале лета перед объективом моей фотокамеры.
Очень удачным для этого садового вредителя оказался сезон. Приятная зима не уничтожила залегших поспать вредителей в колыбели. Весной успешно перезимовавшая боярышница первым делом принялась за почки — так наши садоводы потеряли в этом сезоне вишню.
Дружная весна, оптимальная влажность начала лета помогли перезимовавшим гусеницам развиться в темпе ударном и превратиться в бабочек. Каковые тут же заимели возможность вволю налетаться и под хорошую погоду отложить максимум яиц.
Кто из садоводов повнимательнее — уже на той стадии начал беспокоиться, обнаруживая на листьях яблонь, груш, слив и прочей райской радости желтые плевочки этих кладок. Прочие опечалились, обнаружив уже засыхающие побеги.
Кормом для боярышницы, как ясно уже, служат яблони, груши, вишни — в садах. А также рябина, черемуха, терн, которые часто существуют вне садов, на городских аллеях. Очень сильно сейчас поражена айва японская.
Сами бабочки вреда растением не наносят, лишь пользу — они усердно опыляют цветы, перенося пыльцу. Но вред от гусениц огромен.
Сожрав всю листву, до которой успеют добраться перед периодом покоя, гусеницы соберутся перезимовать в так называемые гнезда, которые особенно заметны станут осенью. После окончания листопада в кронах плодовых деревьев только они и останутся — свернутые и опутанные паутиной листья. Весной цикл повторится: почки, листья, бабочки крылышками бяк-бяк, фотографы затворами щелк-щелк-щелк — гусеницы челюстями хрррусть-хрррусть…
Если так захочет природа. Если поспособствует погода.
И если человек попустит.
Что надо делать, чтоб не попустить — и спасти урожай нынешний, урожай будущий, уберечь от гибели сад? Ибо в перспективе имеется угроза гибели сада — деревья, теряя большие объемы листвы, не могут нормально подготовиться к зиме, правильно перезимовать и достойно зацвести весной.
Есть, конечно, химические способы борьбы. Не будучи специалистом, не берусь советовать. Советы читателям по химзащите садов могут дать специалисты.
В частности, поставить «диагноз» — определить, какой именно вредитель напал на народные сады и огороды, должны представители Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, для чего следует обратиться в территориальное отделение Россельхознадзора. Сообщить же, какие препараты и по какой схеме применять, могут специалисты Роспотребнадзора — Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Впрочем, массированные методы борьбы с использованием высокоэффективных химпрепаратов удобны больше для промышленных, так сказать, садов. Ну, и для лентяев — а их ведь нет среди садоводов?