Первые письменные упоминания о них относятся к
Разговор об истории его культивирования стоит начать с Персии, где цветок изначально назывался «дюльбаш», то есть не что иное, как тюрбан. Позднее Хафиз высказался о нем так: «С его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза».
Из Персии тюльпан попал в Турцию, где его очень полюбили султаны. Они устраивали в своих садах целые цветочные ковры. Поздними вечерами во время пиршеств под открытым небом на эти ковры выпускали черепах, к спинам которых были прикреплены зажженные свечи, и когда те начинали передвигаться, то возникало феерическое зрелище.
Вслед за монархами, начиная с Сулеймана Первого (1494−1566), тюльпанами увлеклись знатные вельможи. К периоду правления Ахмеда III (1703−1730) тюльпаны заняли первое место по количеству выращиваемых цветов, и позднее это время было названо «Временем тюльпанов». Началась первая в истории цветка тюльпаномания.
Пришлось вводить очень строгие законы о посадках и продаже цветов. Например, запретить покупку или продажу их вне столицы. Это признавалось преступлением, которое каралось изгнанием из страны. Стали поговаривать, что цветок ценится выше человеческой жизни.
В Европу тюльпан попал во 2-й половине XVI века благодаря стараниям Огира Гизелина де Бусбека (Ogier Ghiselin de Busbecq), посла австрийского императора Фердинанда в Османской империи. Это был прекрасно образованный человек, который интересовался историей, археологией и биологией, любил путешествовать.
В путевых заметках он написал о тюльпане так: «Проскучав день в Адрианополе, мы двинулись дальше, чтобы добраться до уже близкого Константинополя. В пути нам везде встречалось множество нарциссов, гиацинтов и цветов, которые турки называют „тулипам“ … тюльпан совсем не пахнет или издает только очень слабый аромат. Турки тщательно ухаживают за этими цветами. При всей их расчетливости им ничего не стоит уплатить большие деньги за особенно красивый цветок».
В отчете, отправленном в Вену, де Бусбек сообщил о тюльпанах, а затем переслал партию луковиц и семян, где их стали выращивать в Венском саду лекарственных растений, руководимом профессором ботаники К. Клузиусом. Видный ученый увлекался селекцией и результаты своих опытов рассылал многочисленным друзьям и знакомым.
И вскоре они попали к торговцам, которые распространили свой товар не только по Австрии, но также в Англии, Франции, Чехии и Германии. Особенно активно участвовали в этом процессе венецианские купцы. Однако распространилось и воровство в королевских садах, а также в саду добряка-селекционера Клузиуса.
Правда, поначалу тюльпаны разводили лишь при дворах самых высокопоставленных особ, так что они стали символом богатства и знатности. Среди страстных любителей этих цветов были австрийский император Франц II, кардинал Ришелье и вольнодумец Вольтер, французский король Людовик XVIII. Последний даже устраивал тюльпанные праздники в Версале, на которых самые знаменитые любители цветов и садоводы выставляли свои редкости.
В Голландии первые экземпляры тюльпанов появились в 1570 году, когда тот же К. Клузиус принял приглашение работать там. Цветок так полюбился, что массовое увлечение им приняло запредельные масштабы, и началась тюльпаномания. Увы, это привело к захлестнувшей цветочный рынок спекуляции.
Цена за одну луковицу взлетели немыслимо, она были равны рыночной стоимости 2 возов пшеницы, 4 возов сена, 4 откормленных быков, стольких же откормленных свиней, дюжины взрослых овец, 4 бочек пива, 2 бочек сливочного масла, 500 килограммов сыра, 1 кровати, 1 костюма и 1 серебряного кубка в придачу! В центре Амстердама до сих пор стоит большой добротный дом, купленный за 3 луковицы.
Вовсю велись темные биржевые игры. В конце концов предложение резко превысило спрос и погибло немало состояний. Сильно пострадали и те, кто спекулировал в кредит. Правительство вынуждено было принять общегосударственные меры. В апреле 1637 года был принят закон, по которому устанавливались твердые цены на луковицы, всякие другие условия сделок по луковицам тюльпанов признавались вредными, а за спекуляцию назначались серьезные наказания. Но нельзя умолчать и о том, что некоторые из несчастных жертв тюльпаномании возненавидели безобидные цветы и принялись их беспощадно уничтожать. Вот такая драма…
На Руси дикие виды тюльпанов росли ещё в XII веке, садовые сорта были завезены в при Петре I. Луковицы в то время стоили дорого, так что разведение этих цветов могли позволить себе только состоятельные люди. Коллекционировали их князь Вяземский, графиня Зубова, промышленник Демидов, граф Разумовский. И лишь в конце XIX века было организовано массовое производство тюльпанов непосредственно в России, в Сухуми.