Сначала не помешает дать немного истории и фактов.
90-е годы открыли двери в Россию для ввоза не только импортной техники, одежды, продуктов питания, но и цветов тоже. На улицах российских городов стали расти как на дрожжах цветочные магазины, киоски и палатки. Да и не удивительно, ведь спрос на цветы будет всегда. Люди же по-прежнему женятся, рождаются, идут в школу, умирают.
Рост цветочного бизнеса в России, вплоть до кризиса, составлял ежегодно до 20%. Однако кризис почти на треть остудил пыл покупателей цветов. Вот уже почти три года цветочный рынок не растет, оставаясь на уровне 2009 года, когда его годовой объем составлял 3 миллиардов долларов.
Ежегодно в нашу страну фурами, грузовыми паромами и самолетами ввозят до 30 тонн срезанных цветов. Иностранные производители контролируют, таким образом, около 90% цветочного бизнеса в России. В поставках цветочной продукции лидируют Голландия, Эквадор и Колумбия. За ними идут Кения, Израиль, Тайланд, Эфиопия и некоторые другие страны.
На долю отечественных цветоводов приходится всего лишь 10−12% рынка. Вряд ли наши тепличные хозяйства смогут когда-нибудь полностью удовлетворить спрос на цветы внутри страны. И дело здесь не только в малых объемах производства. Россия никогда не сможет угнаться за богатейшим ассортиментом цветов из той же Голландии. Эта страна поставляет нам свыше тысячи наименований различных растений, в том числе роз с высокими мощными стеблями и крупными бутонами, которые у нас не выращивают.
Покажем, к примеру, из чего складывается цена розы на ее пути из Голландии в Москву:
средняя оптовая цена за штуку — 50 руб.;
таможенные сборы и транспортировка — 50 руб.;
накрутка оптовиков — 15 руб.;
накрутка розничных продавцов — 50−100 руб.
Таким образом, одна голландская роза в цветочном киоске обойдется москвичу от 165 до 215 рублей. Дороговато, однако. Поэтому сейчас продавцы цветов стали отдавать предпочтение африканской розе, которая по оптовой цене почти в два раза дешевле голландской.
В Европе цветочный бизнес находится преимущественно в мужских руках. У нас все иначе. Если оптовый цветочный рынок контролируется в основном мужчинами, то розничная продажа цветов в Москве отдана женщинам-предпринимателям. Они сами ездят к оптовикам за свежей продукцией, сами ее отбирают, загружают и разгружают. В Москве цветочный бизнес — дело нелегкое. К примеру, накануне 8 Марта требуется занимать свою очередь к оптовику за цветами в 3 часа ночи, а потом стоять у прилавка еще почти сутки.
Но в погоне за прибылью нашим женщинам ничего не страшно. Самыми хлебными для цветочниц являются периоды 28−31 января, 14 февраля, 9 мая, 1−12 марта и 1 сентября. По словам хозяйки одного из московских цветочных салонов, в обычный день у них продается цветов на 50−60 тысяч рублей, а 8-го Марта выручка возрастает более чем в 10 раз. Не случайно самым благоприятным периодом для открытия цветочного бизнеса в Москве считаются именно праздничные дни.
Покажем заинтересованным, во что примерно обойдется ежемесячное содержание цветочного магазина в Москве, и какой с этого можно поиметь доход:
аренда помещения площадью 15−20 м² - 40−50 тыс. руб.;
закупка товара — 100 тыс. руб.;
зарплата продавцам-флористам — 30 тыс. руб.;
оборудование — 5−10 тыс. руб.;
транспортные расходы — 30 тыс. руб.;
возможная прибыль — 50 тыс. руб.
Здесь не учтены дополнительные расходы при проверках пожарных, санэпидемстанции, налоговой, энергетиков и представителей других контролирующих ведомств, не считая «крыши».
Вот и приходится нашим бизнес-вуменшам крутиться, заманивать к себе покупателей всякими хитростями. Например «говорящей розой», когда на лепесток наносят надпись по желанию клиента. Популярностью пользуются также консервированные цветы, когда в их стебли накачивается глицериновый раствор. У опытной хозяйки киоска не один цветок не пропадет — сломанные укладывают в корзиночки или делают икебану.
Стоимость цветов в Москве постоянно растет. Как говорят оптовики, происходит это из-за удорожания таможенных платежей и транспортных услуг. Средняя цена оформленного к празднику букета составляет сейчас 2−3 тыяч рублей.
В целом российский цветочный бизнес открыт для всех желающих в нем поучаствовать.