И, хотя в наш высокотехнологичный век место природного шёлка в массовом сознании давно занято искусственной тканью, нет-нет да и примерит состоятельная красавица (не только в Поднебесной, а и на модном Западе) нежное одеяние, созданное из нитей хитиновых тружеников. Которые не требуют зарплаты — зато любят плотно покушать…
Понятно, что речь пойдёт о шелковице. Точнее, о двух шелковицах. Но сперва чуть-чуть истории…
Шелковица считается одним из наиболее древних культивируемых растений, и судьба её тесно переплетена с историей и судьбой человечества и с разведением шелковичного червя.
Вслед за Китаем культура шелковицы прочно вошла в жизнь многих народов Азии — иранцев, узбеков, туркменов, арабов, афганцев, жителей Закавказья и Северной Индии…
Доказательства? Извольте: слово «тут» или «тута», которым называют шелковицу на фарси, арабском, туркменском, узбекском и многих других тюркских языках. А санскритское название «тула», в конце концов, сводится к тому же короткому корню. И ещё: считается, что чем короче слово, тем чаще (в значительном историческом диапазоне) оно употребляется в данном языке, у конкретного народа. Именно такими родными словами являются — «мама», «дом», «путь» и «хлеб».
Ещё в 19 веке Декандоль (один из пионеров исторической географии растений и учения о происхождении культурных растений) высказал предположение, что на территории Южной Европы и Западной Турции шелковица могла натурализоваться после доставки монахами шелковичного «червя» в Константинополь в 6 веке, при Юстиниане. И уже оттуда шелководство вместе с шелковицей постепенно стало распространяться далее на запад. Возможно, с 12 века темпы её распространения увеличились. Впрочем, во Франции шелковица появилась лишь «на излёте» 15 века, в Германии — ещё позже (начало 17 века).
В Древней Руси (как, собственно, и в остальных древних государствах Европы) шелковицы, по всей видимости, не было. Но шёлк-то был! Русь получала шёлк (ткани) сперва через христианскую Византию, а затем, после «братской поножовщины», учинённой католиками-крестоносцами, которая упростила и ускорила её падение под турецкими саблями, уже из Закавказья — по Каспию и по Волге-матушке…
Впервые в Москву тутовые деревца были привезены во второй половине 17 века и посажены в Измайлове. За вырубку шелковицы, между прочим, грозила смертная казнь (может, пора и сегодня «слегка ужесточить» природоохранное законодательство?)
Аналогичной информации относительно Киева и Минска, увы, не имеем.
Шелковица белая, тут (Morus alba L.), семейство Тутовые (Moraceae) — дерево высотой до 20 м и толщиной ствола до 80 см, с лопастными или цельными листьями, имеющими зубчатый край и прилистники. Мелкие цветки собраны в цилиндрические соцветия-серёжки. Белые или чуть розоватые плоды являются ни чем иным, как орешками, охваченными разросшимся околоцветником, который ко времени созревания плодов становится мясистым и сочным.
Родина шелковицы белой — довольно обширный юго-восточный регион, охватывающий Китай, Японию, Индию (впрочем, некоторые японские учёные считают её не дикорастущим, а культурным растением и для Японии, и для Кореи). Этот вид шелковицы, источника основного корма шелковичного червя, к сегодняшнему дню распространился далеко за пределы своей родины. Уже из Европы шелковица попала и в Австралию, Америку, Африку. Впрочем, в Северной Америке есть свой вид шелковицы — красная шелковица, обладающая совершенно несъедобными плодами; зато широко используется её древесина.
Поскольку речь зашла о родственных растениях, надо бы сказать два слова о чёрной шелковице, родиной которой является, вероятно, Иран и Афганистан. Её сегодня выращивают в качестве плодового растения (шёлк, получаемый от шелковичных червей, питающихся её листьями, отличается низким качеством — зато весьма твёрдая древесина применяется в столярном и токарном деле); сладковато-кислые, приятные на вкус плоды употребляются в пищу — как правило, свежими, а соком подкрашивают светлые вина.
Особо следует подчеркнуть, что плоды шелковицы несколько снижают артериальное давление и полезны в первую очередь гипертоникам.
Поиск «исторической родины» шелковицы долгое время натыкался на препятствие в виде одичавших экземпляров, которые в литературе отмечались как дикорастущие.
Декандоль считал, что в Иране, Армении, Малой Азии белая шелковица натурализовалась в очень давнюю эпоху. Он признавал дикорастущими деревья белой шелковицы в горных лесах северной Индии и найденные во Внутренней Монголии. Он предположил, что белая шелковица предпочитает горные страны, умеренный климат, из чего заключил, что «некогда она была перенесена с севера Китая в долины юга».
Подытожить всё вышесказанное можно следующим образом.
В незапамятные времена белая шелковица входила в состав великого пояса широколиственных третичных горных лесов. Во время ледникового периода часть этих лесов вымерла. В Гималаях и Японии, куда оледенение не дошло, древние леса, естественно, сохранились, а шелковица постепенно распалась на дюжину самостоятельных видов, причём культурная белая шелковица значительно отошла от своих сородичей. Здесь мы имеем типичный случай видообразования по дарвиновской схеме расхождения признаков. А человек внёс свой вклад в естественный процесс, прибегая к гибридизации, и получил полиплоидные сорта…
В шелковице всё полезно: и листья, и веточки, и корни. И, конечно же, плоды.
При помощи листьев можно усмирять лихорадку, жар, боль. При помощи заваренной коры веточек когда-то лечили заболевания почек и гнойные раны. Кору корней применяли для лечения сердца и заболеваний лёгких (астмы, бронхита). Плоды рекомендовалось съедать в больших количествах — чтобы «глаза уже не могли её видеть» — при анемии, вызванной гастритом с пониженной кислотностью желудочного сока. Этот же способ лечения (назовём его условно «массовое поедание») подходит и для избавления от дисбактериоза.
Плоды шелковицы помогают от бессонницы, а также при многих мужских болезнях, особенно после перенесённых в детстве скарлатины и «свинки». Незрелые плоды обладают вяжущими свойствами, а перезрелые — напротив, слабят, и полезны при хронических запорах; спелые плоды — хорошее мочегонное и отхаркивающее средство. Кроме того, они оказывают желчегонное и противовоспалительное действие, благодаря чему полезны при отёках различного (сердечного и почечного) происхождения, при дискинезии желчевыводящих путей.
В свете всего вышесказанного полезен следующий целебно-пищевой рецепт: 1 кг плодов следует растереть с 200 г светлого (можно липового) мёда. Всё. Готовый продукт можно хранить в холодильнике. Принимать же его достаточно по одной чайной ложке 3−4 раза в день, лучше во второй половине дня и перед сном.
Подобно всякому другому культивируемому с давних времён растению, белая шелковица известна в сотнях форм и сортов, в том числе бессемянных.
В приторно-сладких плодах содержится значительное количество глюкозы, чуть меньше фруктозы и совсем мало сахарозы.
В Средней Азии из её плодов, подвяленных или высушенных на солнце, а затем измельчённых, приготовляли муку, которой затем подслащали воду, называя такой напиток «
Теперь можем перейти к рецептам откровенно кулинарным.
Варенье из шелковицы
Для его приготовления нам понадобится 1,5 кг плодов белой шелковицы, столько же сахара и сок одного лимона.
Плоды следует пересыпать сахаром и поставить на несколько часов (до появления сока) в прохладное место. Варить на слабом огне около 10 минут. На следующий день можно варить чуть дольше, добавить лимонный сок, перемешать и охладить. Варенье готово.
Шелковичное желе
Стакан плодов шелковицы, 0,5 стакана сахара, 2 чайные ложки желатина, 2,5 стакана воды, сок одного лимона.
Промыв спелые плоды, необходимо их очистить от плодоножек и протереть через сито. В закипевшую воду влить желатин, заранее разбавленный и перемешанный в небольшом количестве холодной воды. Затем уже поместить в кипящий состав протёртую массу и довести до кипения, постоянно помешивая — желе должно получиться равномерным, без комков. Доведя до кипения, снимаете кастрюлю с огня и вливаете, перемешивая, сок лимона.
В принципе, больше ничего делать не надо — охлаждаясь, желе загустеет и будет готово к употреблению.
Надеюсь, вам понравится.