Мы же, сердобольные коллеги, диагносты-любители, принялись думать и гадать, что такое приключилось. Подробностей домогались. Очевидно было: поскольку в пределах города даме было хорошо, а за городом плохо, всему начало — именно тот огородик, землю под который отец дамы заполучил во время оно для прокорма семейства. Соседи свой садовый участок недавно забросили, а эта вот семья еще землю ковыряет и пытается что-то выращивать.
Все определила вот какая подробность. Оказывается, даме в этот раз на даче вообще противно было: смородина почему-то оранжевая стала, какие-то пятна на ней ржавые, руки пачкают! Все выстроилось, все согласовалось: приступ удушья был вызван спорами ржавчины смородины.
Это заболевание называется бокальчатая ржавчина — Puccinia ribesii caricis Kleb. Поражает смородину и крыжовник. Возбудитель в качестве промежуточного хозяина (наличие такового для ржавчинных грибов вообще практически обязательно) использует осоку.
Огородик же дамы — аккурат в местности, которой, по причине низинности ландшафта и болотистости почвы, сам бог велел быть болотистой. Осоки там по-за огородам — видимо-невидимо.
Цикл болезни следующий. На осоке возбудитель болезни зимует, после перезимовки споры с осадками и ветром попадают на смородину и крыжовник. На побегах, листьях, цветах и ягодах в результате развития гриба появляются рыжие, будто ржавые пятна. Листья и завязавшиеся ягоды деформируются, сохнут, опадают. С началом спороношения споры с ягодных кустарников переносятся ветром и осадками на осоку — и цикл развития замыкается, чтобы повториться в следующем сезоне, особенно если таковой выпадет теплым и влажным.
Бокальчатая ржавчина смородины — одна из многих ржавчин, поражающих растения. У этого множества ржавчин возбудители различны, а название одно, поскольку оно характеризует внешнее проявление заболеваний — наличие рыжих пятен на листьях и плодах.
На ту же смородину есть еще одна напасть — ржавчина столбчатая (Cronartium ribicola Dietr.). Она в качестве промежуточного хозяина использует хвойные растения. А конкретнее — сибирскую кедровую сосну и веймутову сосну.
Мы привыкли, что многие экзотические болезни растений прибыли к нам из Нового света. С ржавчиной столбчатой все наоборот: родиной является Сибирь, оттуда она добралась до лесов Западной Европы, а затем и Северной Америки (откуда родом любимая строителями парков веймутова сосна). Американские лесоводы, охраняя хвойные леса, уничтожают смородину, крыжовник, поскольку именно эти ягодные кустарники обеспечивают распространение возбудителя болезни.
Пузырчатая
О линейной ржавчине пшеницы уже говорилось. Между прочим, для нее промежуточным хозяином является барбарис.
Химические меры борьбы с ржавчиной смородины, конечно же, разработаны (троекратное опрыскивание бордоской жидкостью и подобными ей препаратами — при распускании листьев, перед началом цветения и после цветения). Желающие пользоваться химсредствами должны иметь в виду важность, во-первых, правильной дозировки, во-вторых — правильного применения. Важно все: степень разведения, способ и сроки применения, погодные условия.
Полагаться лишь на химические меры защиты растений нельзя. Они эффективны как часть правильной агротехники.
Необходимо сажать смородину и крыжовник устойчивых сортов и повышать иммунитет растений правильным уходом, своевременной подкормкой. А также — уничтожать осоку в радиусе примерно до полукилометра от своих смородиновых плантаций.
А вот тут и приходит момент для печальных раздумий. Представим себе задачу — выполоть всю осоку вокруг любимых смородиновых соток! И осушить болота, нарушив гидробаланс местности. Или — как в случае с ржавчиной столбчатой — в отношении хвойных карантинную зону устроить.
Вокруг дачного рая — природа. Вроде бы дикая? Нет, она — не дикая, соседство с дачным поселением ее сделало маргинальной. Нарушило ландшафт, гидрологию местности, под себя сформировало биоценоз.
И в биоценоз этот включена не только осока. Как древнейшее здесь растение. И не только смородина как растение, недавно поселившееся. Но и эта самая ржавчина. И самый главный погубитель природы, который нарушил равновесие в ней, — дачник.
Разумнее, конечно, было бы прекратить выращивать смородину — и разорвать тем самым порочный круг. И пионы! И барбарис! И картошку! И землянику! И малину! Кстати, о малине и землянике.
Существует такое карантинное заболевание, вызываемое одним для обеих культур возбудителем, — фитофтороз корней. Это — не та фитофтора, что пожирает пасленовые. Тем не менее — представьте, как надо поломать голову над схемой севооборота, чтобы в дачных условиях предусмотреть все опасности в отношении предшественников и соседей!
Но кто ж вразумит дачника, желающего, в соответствии с идеями чучхе, жить «с опорой на собственные силы»… Путеводной звездой сияет надежда на получение экологически чистой и абсолютно ничего не стоящей огородно-садовой продукции.
Та дама решение проблемы для себя нашла. В конце весны, когда для смородиновой болезни — разгар спороношения, она на дачу не ездит. Мужа и сына посылает за редиской, они не восприимчивы к этому аллергену. Пока!