В античную эпоху репа была распространена и в Греции, и в Риме. Население Эллады называло ее гара,
Они достигли такого искусства в выращивании репы, что не редки были экземпляры, достигавшие более 10 кг, а то и пудового веса. Говорят, особенно неравнодушен был к этому продукту император Тиберий, который даже дань с прирейнских провинций требовал уплачивать его урожаем.
На арабском Востоке к репе относились с почитанием, называя словом, по значению близким к существительному «гребешки» (по сходству с ними ботвы) и глаголу «познавать».
Общеизвестен факт, что до появления в Европе картофеля его роль в питании выполняла как раз репа. Использовалась она и в лечебных целях (от рахита, в качестве отхаркивающего и мочегонного средства
Например, по славянской традиции в канун дня Всех святых из крупной репки выдалбливали середину, ставили внутрь зажженную свечу (вам это ничего не напоминает?..) и обходили все углы в комнате, а затем оставляли на подоконнике. Считался этот обряд верным средством отогнать нечистую силу от дома и защитить его обитателей.
На Руси репа, кроме того, считалась «женской культурой». И сеять ее полагалось бабонькам, да при том еще передать матушке-земле часть своей детородной силы. А на Украине в старину была даже профессия «плевальщиков репы», причем весьма почитаемая. Поскольку семена у нее мелкие, специально обученные люди набирали их в рот и затем сеяли, «выстреливая» особым плевком в подготовленную землю.
Славянские красны девицы использовали условное значение репы для отваживания нелюбого жениха: если она его угощала кушаньем из этого овоща, стало быть, давала от ворот поворот. А если в девичьих гаданиях по чайной заварке сложится фигура репки, то та, кому она выпала, не сомневалась в предстоящих неприятностях из-за ревности или зависти.
Любопытно, что не только у русских имеется сказка о Репке, которая уже обсуждалась на страницах журнала. Более печальная история хранится в китайской традиции. Она повествует о том, как наибеднейший крестьянин в селении, питавшийся круглый год исключительно репой, был лишен пропитания из-за потравы огорода свиньями богача.
Бедняге удалось обнаружить единственный уцелевший росток, который он стал лелеять, и в результате выросла репка-великан, слава о которой разнеслась по всей округе. Однако старательного хозяина заставили преподнести чудо-овощ в дар императору, щедро вознаградившему его за это.
Увы, крестьянин не оценил полученные жемчуга, яшму, кораллы и золотые украшения: ведь дары императора полагалось хранить и нельзя было продавать, тогда как репой можно было питаться. Прослышавший про то завистливый богач решил заполучить у властителя подарки для себя и отдал в наложницы ему дочку красы неземной.
Император, восхищенный ею, изрек: «Я щедро отблагодарю тебя — подарю одну из моих самых дорогих и необыкновенных вещей!» И ею оказалась та самая репа… Пришлось хранить богачу репу, которая в итоге сгнила… Вот такая грустная история.
Да, старая истина: неразумность людская вредит, а рачительность помогает. Солнечного цвета корнеплод, не самый прихотливый в уходе, удобный в хранении как урожая, так и семян (которые сохраняют жизнеспособность до пяти лет) обладает ценными качествами, издревле ценившимися людьми.
Русичи, например, чего только не делали из репы: и масло выжимали, и квас настаивали, и солили, и даже вялили. Вряд ли она вновь займет прежнее место в нашем рационе, как в «докартофельную эпоху», но и пренебрегать ею, наверно, не стоит, — как думаете?