Дело в том, что петушьи ягоды и собачья роза — это названия шиповника, прародителя роз. Да уж, какими только удивительными именами не нарекал народ растения, право слово! Шиповник (оттого, что колючий) — это и шипняк, и шипшина, а еще свороборина, чипорас, дербанка, дербивузка, рожа полевая, косматая сербалина, сербаринник и чербалинник…
Впрочем, это тоже не полный перечень. В «Index Kewensis» Королевского ботанического сада Кью, например, включено из числа только опубликованных в научной литературе более трех тысяч наименований шиповников! А у народа на каждое из них — несколько собственных имеется. Вот и прикиньте.
У нас в стране, правда, произрастает меньше, чем по всему миру — порядка шести десятков. Но как замысловато переплетаются научные термины с житейскими! Да вот хоть бы розу ругозу взять, — вроде бы самое ни на есть обиходное название со странной рифмой, присущей, как известно, языку наших предков, дальних и не очень (смысл составляющих «фигли-мигли» вряд ли кому ясен, а выражение — всем и каждому). Между тем, роза ругоза есть не что иное, как латинское имя одного из видов шиповника, который по-иному зовется шиповником морщинистым.
Что же до собачьей розы (Rosa canina), так её родственников и профессионалы с трудом различают. Да что там говорить! Еще Карл Линней сокрушенно констатировал: «Species rosarum difficillime distinguuntur, difficilius determinantur» (виды роз трудноразличимы и с трудом могут быть определены), и с тех пор ситуация не слишком сильно изменилась. Но все же: почему собачья роза? Интересно, правда?
Да очень просто. Вы ведь наверняка знаете, что шиповник очень ценится за целебные свойства. Вот и собачьи укусы им лечили, отсюда — название, вроде бы трудно приложимое к этому, пусть и колючему (как правило, но не всегда) кустарнику, но с такими нежными цветами. Садоводы, кстати, отдают ему должное за неприхотливость, выносливость к суровым зимним условиям и устойчивость растительного здоровья, не поддающегося болезням. Вот почему собачий шиповник — самый распространенный подвой для садовых роз.
А с какой стати — петушьи ягоды? Тут, на первый взгляд, сложнее понять, но разгадка все же не слишком глубоко спрятана. По одной из легенд, шиповник возник из крови юной девушки, наложившей на себя руки в знак протеста против похищения нелюбым женихом накануне принудительной свадьбы с ним. И когда тот, увидев небывалый куст, хотел сорвать с него ветку, растение выпустило шипы, коих прежде не имело. С той поры и повелось считать, что лишь добрая рука может коснуться шиповника, а зло отгоняет, не допуская до себя, точь-в-точь как петух своим криком, возвещающим рассвет, избавляет землю от ночных страхов и призраков. В общем, в тандеме они действуют: петух и шиповник. И благодарная дикая роза угощает союзника, умножая его силы для противостояния тьме.
…Встретите шиповник, прикоснитесь к нему легонько и почувствуйте добро в себе как силу и защиту на жизненном пути. Может, он откликнется неуловимо-легким приветом, приятной теплотой шершавинки листьев или улыбкой распахнутых лепестков? Это можете почувствовать только вы сами, и я вам того желаю.