Стоит ли мечтать о синих розах?

Реклама

У Редьярда Киплинга есть изумительное стихотворение о романтичном влюбленном, который дарил объекту своей любви прекрасные розы — красные и белые. Правда, любимая героя оказалась на редкость строптивой дамой: стандартные цветы «забраковала» и потребовала розы… синего цвета. Дескать, жить без них не могу — поди и принеси!

Полмира исходил несчастный влюбленный в поисках чуда. Везде его поднимали на смех: синих роз не существует! Поиски так и не увенчались успехом. Через много-много лет герой стихотворения вернулся домой с пустыми руками. Как раз вовремя — любимая испускала последний дух на смертном одре. Тут-то горе-влюбленному и подумалось, что синие чудо-цветы растут не в этом мире, а там, вероятно, куда сейчас направляется любовь всей его жизни, и только на небесах ей суждено, наконец, обрести и покой, и счастье. А здесь, на Земле цветут розы красные и белые. Живые и для живых.

Реклама

История поучительная. Нет синих роз в природе и — баста! Ставь точку. Но человек не был бы человеком, если бы не мечтал. И если бы не воплощал свои мечты в реальность. Синяя роза превратилась в подобие Священного Грааля. Где только ее ни искали старатели, но, кроме романтичных следов в мифологиях разных народов мира, никаких других признаков существования цветка найдено не было. Что ж, если розы нет, то ее надо создать! В 1840 году садоводческие общества Бельгии и Британии учредили совместный приз в 500 тыс. франков за первую в мире синюю розу, полученную селекционным путем.

За работу принялись самые маститые цветоводы. Были применены все известные способы модификации растений и, по ходу, изобретено много новых. Появлялись розы то темно-бордовые, то фиолетовые, то лиловые. Но только не синие. А годы и годы спустя, после неудачных экспериментов на генном уровне, был вынесен научный вердикт: задача невыполнима. У розы отсутствует пигмент дельфинидин (delfinidin), который раскрашивает прочие цветы во всевозможные оттенки синего. Попытки искусственно пересадить розе ген, отвечающий за наличие дельфинидина, от другого цветка потерпели неудачу.

Реклама

Вы думаете после такого безапелляционного заявления страсти по синей розе улеглись? Отнюдь. Нет на свете ничего более притягательного, чем невозможное. И более дорогого тоже. А там, где речь идет о деньгах, всегда появляются те, кто спешит заработать. И розы вовсю стали раскрашивать в синий цвет вручную — кисточками и красками, аэрозольным напылением. А также научились добиваться подходящих оттенков, выдерживая срезанные цветы в воде с синим красителем. Но факт оставался фактом: все синие розы — фальшивка.

И тут, как это часто водится, совершенно случайно произошло маленькое научное открытие, ставшее прорывом в генной инженерии. Прорывом с большими бизнес-перспективами. Произошел он в 2004-ом году в американской лаборатории, занимавшейся разработкой лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний и болезни Альцгеймера. В ходе экспериментов из печени был выделен некий фермент. Когда его ввели исследуемым бактериям, цвет последних кардинально изменился — они посинели. Так наметился революционный сдвиг в застопорившихся было изысканиях по «раскраске» цветов, а в истории синей розы начался новый отсчет — сложный генно-инженерный.

Реклама

Более чем полтора века спустя вызов Бельгийского и Британского садоводческих обществ остается в силе. Как думаете, кому достанется приз и мировая слава? Ученым японской компании Suntory (производитель алкогольных и безалкогольных напитков, партнер и совладелец генно-инженерного садоводческого предприятия Florigene). Это она «подхватила» эстафету по созданию синей розы и уже невероятно близка к завершению эксперимента.

«Конструируется» мифический цветок в три этапа: первый — добавление гена, отвечающего за наличие пигмента синего цвета — дельфинидина (выделяют из тривиальных анютиных глазок), второй — активация и усиление «посинения» добавлением еще одного гена (выделяют из ириса), третий — торможение «сопротивления» розы добавлением искусственно созданного гена (того, который «покрасил» бактерии в лаборатории американцев).

Реклама

Надо сказать, что первые синие розы пока что не особенно синие, скорее — голубовато-сиреневые. Но Suntory обещает, что к 2009-ому году эксперимент будет полностью завершен, и в продажу поступят цветы самых разных оттенков — от нежно-голубого до темно-синего. Однако не стоит спешить с радостным «Ура!», здесь скорее подойдет «Банзай!» — предсмертный клич японских камикадзе. Ожидается, что легендарные синие розы будут невероятно, просто сказочно дорогими. Suntory планирует выращивать их в строго ограниченном количестве и продавать лишь несколько сот штук в год (!).

Фактически, в легенде о синей розе все по-прежнему. Цветок, хоть и существует, но недосягаем. Если бы Киплинг писал свое стихотворение сегодня, ему пришлось бы добавить строчку о том, что у героя просто не хватило денег на цветы для возлюбленной. Синяя роза — эмблема… достатка? Несправедливо. Остается надеяться, что миру на помощь снова придут вездесущие свободные «пираты», «слямзят» генную технологию у японцев и начнут массовое выращивание синих роз. Для всех.

Реклама