Как превратить куст в лошадку?

Реклама
Грандмастер

Зеленое искусство фигурной стрижки

Уютно свернувшись клубком, на освещенной солнцем лужайке перед домом спит огромных размеров зеленый… кот. Беспокоиться, однако, не стоит: милого мурлыку никто не думал красить в экзотический цвет. Да он даже и не животное вовсе, а оригинальным образом подстриженное растение. Точнее — топиар.

Фигуры в виде разных слонов, собачек, дельфинов-павлинов, жирафов, лошадей, львов особенно популярны среди кустарниковых скульптур. Хотя мастера топиара могут украсить ландшафт, например, и архитектурными сооружениями, группами людей, живыми ковровыми узорами. Их садовым ножницам подвластны и простые изящные невысокие изгороди перед палисадниками частных домов, и сложные композиции в общественных пространствах вроде парков.

Первые упоминания о топиариях встречаются у римского консула Плиния Старшего («Естественная история», около 77 года н.э.), но многие исследователи склонны считать: подстриженные зеленые формы, увиденные им в местных садах, перекочевали туда из Древнего Египта и Персии.

Реклама

Изобретателем же данного вида искусства стрижки кустов принято считать садовника по имени Кней Матий (1 в. до н.э.). Якобы именно он, друг самого Юлия Цезаря и императора Августа, впервые представил публике зеленые фигурные формы, в основе которых были деревья, кустарники и полукустарники.

Уже тогда было понятно: чтобы получить по-настоящему качественную скульптуру, ее, также как и газон, придется стричь достаточно долгое время. Ведь необходимо достичь плотной структуры, ровных линий, плавных переходов и в результате — внешнего сходства с задуманным объектом.

Реклама

А начинается все в классическом топиарии с посадки подходящих для этой цели растений.

Специалисты предпочитают следующие деревья и кустарники:

  • вечнозеленые;
  • с густой листвой;
  • имеющие способность к определенному виду роста (столбчатый или конический);
  • обладающие небольшими иглами (или маленькими листочками).

Чаще всего используют:

  • тис;
  • миртовые;
  • падуб;
  • лавр;
  • самшит;
  • бирючину.

Первый год — подкормка веществами, стимулирующими рост.

Второй год — время формирования так называемых «скелетных» ветвей.

Силуэт скульптуры обрисовывается лишь на пятый год.

Реклама

Все это время — неустанный труд триммером и ножницами:

  • каждую весну до начала сокодвижения (февраль-март) — основная оптимальная стрижка;
  • постоянно — небольшая стрижка во время роста побегов;
  • непрерывное прищипывание мелких быстрорастущих побегов;
  • удаление почек, если мешают правильному развитию формы.

При такой далеко не легкой работе для выращивания растения как топиарного шедевра — например, на анималистическую тематику — самым коротким сроком считается промежуток в 6−7 лет: постоянно направляя ветви, постепенно формировать крону путем кропотливого подстригания лишних листьев и ветвей. Далее — регулярные стрижки для поддержания необходимого вида.

Разумеется, совершенствуется всё. Развивалась и техника топиари. В настоящее время известно два вида данного искусства:

Реклама

  1. Традиционный.
  2. Каркасный (американский).

Не составляет труда догадаться: первый подразумевает работу только с деревьями и кустарниками. А второй — проще. Он требует для начала формирования фигуры проволочного каркаса, который может состоять из шестиугольной (крученой) сетки или плетется из оцинкованной проволоки.

Реклама

С каркасом, в свою очередь, можно двигаться в трех направлениях:

  1. Сделать так, чтобы он постепенно покрылся каким-нибудь вьющимся растением (желательно — быстрорастущим), которое высаживают рядом.
  2. Пустоты внутри конструкции заполняют мхом (сфагнум), по мере роста — подстригать, прищипывать побеги. В результате образуется приятная на вид и на ощупь скульптура.
  3. Если ко мху на этапе формирования добавить еще и торф, то это даст возможность выращивать на нем любые растения (в том числе цветущие).

По умолчанию все перечисленные основы топиария нуждаются в поливе, подкормке, защите от вредителей.

Вывод? Терпение плюс твердая рука мастера — вот условия успеха в создании зеленых скульптур.

Реклама