Конечно, первое, что приходит в голову: ель появляется в наших домах ближе к Новому году. В этом смысле без неё сложно обойтись.
Тут интересно вспомнить, что традиция наряжать ель пришла к нам от древних германцев. Они верили, что в елях обитает сильный дух леса. По этой причине немцы украшали ели всякими штуковинами, чтоб, значит, задобрить духа (духов). Ну, а потом, столетия спустя, эта привычка трансформировалась в привычку украшать ели аккурат к Новому году.
Биологи заметили в еловом лесу интересную деталь. Оказывается, цветы, которые растут в еловом лесу, практически все — белые. Связано это с тем, что насекомые в сумерках елового леса плохо видят другие цвета, а вот белый различают вполне неплохо. Такой вот естественный отбор.
Еловая древесина повсеместно используется при строительстве. Более того, в старину часто применяли ель для изготовления вёсел и лопат.
А ещё при строительстве судов из корня ели (вместе с частью ствола) изготавливали прочные шпангоуты. Понятное дело, не каждый корень ели для этого годился, но сам факт — примечателен.
Помимо «классического» применения еловых материалов в строительстве, с развитием химии оказалось, что ель может предложить ещё кое-что полезное.
Например, еловую серку. Из этой субстанции в своё время получали материал, использовавшийся для производства грампластинок.
Из еловой серки получают также канифоль. Раньше значительное количество этой канифоли уходило на производство лаков. Еловая канифоль хорошо растворяется в спирту, но в итоге даёт слабоватый блеск и темнит покрываемый ею материал.
Кроме этого, в результате научных изысканий удалось установить, что еловая канифоль хорошо очищается с помощью активированного угля. После чего её можно с успехом применять для склеивания линз в оптических приборах. Причём в высокоточных приборах, так как коэффициент преломления канифоли очень близок к коэффициенту преломления самого оптического стекла.
К полезным свойствам ели можно отнести также хвойно-витаминную муку, получаемую, как следует из названия, из хвои. Такая мука с успехом добавляется в корм копытным животным (её количество в общем количестве корма может доходить до 10%) и восполняет у них дефицит витаминов в определённое время года.
Однако самым удивительным свойством ели можно считать её «музыкальность», но только не в том смысле, что она как-то особым образом «поёт» в лесу. Дело в том, что ель издавна используется для производства всяких музыкальных инструментов.
Например, при раскопках древнего Новгорода находили инструмент под названием гудок, это что-то вроде скрипки. И этот самый гудок был изготовлен именно из ели!
Известно, что гусли делали из цельной еловой колоды.
Чтобы развеять сомнения на счёт «музыкальности» ели, французский исследователь Савар в ХIХ столетии подсчитал, что скорость распространения звука в еловой древесине в 15−16 раз выше, чем в воздухе!
Для изготовления музыкальных инструментов годится так называемая резонансная древесина. Обычно её получают из елей, произрастающих на относительно прохладных пространствах, причём почва в таких местах должна быть не слишком плодородная. Самое главное — такая ель должна в данном месте расти лет эдак сто.
Вот и получается, что по факту не всякая ель годится для производства скрипок, гитар, балалаек и тому подобного.
В общем, обычная ель, которую мы часто видим в лесу, далеко не так проста…