Довольно часто отзывы пишут нанятые сотрудники. Мнение потребителей превратилось в инструмент маркетинга, средство манипуляционного воздействия. В Интернете множество предложений работы по написанию отзывов, рекламы фирм, специализирующихся на «профессиональных откликах».
Как обычному человеку отличить мнение реального человека от заказа? Обычно, заказчиком отзывов является либо сам поставщик товара, услуги, либо его конкурент, старающийся таким образом повлиять на бизнес соперника.
Отзывы потребителей бывают положительными, отрицательными и нейтральными. На что следует обращать внимание?
Самое очевидное — обилие положительных отзывов. На самом деле, люди крайне редко пишут положительные отзывы, чаще отрицательные. Поэтому если на форуме кто-то выражает чрезмерную любовь к торговой марке, то это всегда подозрительно. Стоит обращать внимание на высказывания, расположенные в конце списка, часто заказчик следит, чтобы первые мнения на странице несли положительную оценку, ведь мы редко дочитываем до конца.
Фирмы-посредники, генерирующие этот манипуляционный инструмент, становятся более профессиональными, они определяют технические рамки, просчитывают эффект воздействия. Все чаще можно встретить отзывы, построенные по определенной схеме: позитив — негатив — позитив. Эту
Модель робота-пылесоса соответствует описанию. Уже испробовали, не думала, что у меня столько пыли. Хорошо собирает шерсть животных. Единственный «минус» — доставку задержали на один день, но позвонил курьер, извинился, объяснил, что очень много заказов. Я в восторге от покупки.
Как видим, просматривается схема, где негатив перерастает в позитив.
Еще один признак заказного характера высказывания — отсутствие конкретных фактов. Покупатель, приобретая такой пылесос, обычно интересуется характеристиками, в отзыве была бы информация о высоте корпуса (позволяет убирать в труднодоступных местах), о мощности аккумулятора для автономной очистки, о том, как распознает док-площадку,
Автор отзывов часто пишет сразу несколько текстов подряд, с маленьким интервалом во времени, иногда выстраивая диалог с предыдущим сообщением. Часто эти отзывы написаны в одном стиле или по одному шаблону.
Иногда настораживает слишком правильная речь сообщения, обилие устойчивых выражений, например, «соотношение деньги — товар», «местоположение». Часто написанием откликов подрабатывают люди с филологическим образованием, поэтому их тексты без грамматических и пунктуационных ошибок. Иногда им указывают на эту «оплошность», и появляются тексты с нарочитыми ошибками.
Отзывы реальных покупателей часто изобилуют скобками-смайлами, восклицательными знаками, словами, написанными заглавными буквами — это попытка выразить естественную эмоцию доступными средствами.
На многих сайтах, где публикуют отзывы, авторизация проходит через соцсети, можно перейти на страницу и посмотреть информацию об авторе.
Реальные отзывы содержат свою историю.
Заказали микрофон для дочки. Легкий, простой в управлении, ребенок разобрался. Из недостатков — тихое звучание, но для квартиры самое то. Дочка не выпускает его из рук уже неделю.
Иногда отзывы подкрепляют фото или видео.
Не стоит забывать, что отклики на сайте компании-производителя всегда модерируются.
Ангажированные отзывы стали средством рекламного продвижения, средством манипуляционного воздействия на покупателя.
Разумеется, не стоит совсем отказываться от анализа чужого опыта, но не надо забывать и о критичности. Радует, что появилась тенденция защиты от фейковых откликов. В некоторых интернет-магазинах, например, существуют фильтры для отзывов, их можно оставить только после получения товара, тогда и открывают форму для покупателя, и только один раз. Эти компании понимают, что главное в долгосрочном бизнесе — деловая репутация, которую серьезно подрывают фейковые мнения.