В отличие от пузырей, финансовые пирамиды определяют как мошенничество и их организаторов жестоко наказывают.
На биржах мира отношение к жульничеству немного другое, нежели во всем мире. Так, пузырем называют чрезмерный рост стоимости каких-либо активов. Под активами понимают и какие-то реальные товары, и акции или облигации,
Самый первый пузырь был «надут» в Голландии, он лопнул в 1637 году. Люди будто сошли с ума: луковицы тюльпанов вдруг стали стоить намного дороже золота по весу, скорее как драгоценные камни того же веса. И ведь тогда в Голландии все и всем казалось вполне логичным.
За товар с течением времени люди готовы заплатить все больше. Значит, стоит отдать все сбережения и продать свой собственный дом, чтобы на бирже купить этот товар — ведь через месяц-другой купленное будет стоить дороже, возможно, в несколько раз, а тогда, продав тот самый товар, можно будет и дом вернуть обратно, и сбережения удвоить, а то и утроить… Тот факт, что торгуемый на бирже товар — всего лишь луковица, никого не волновал. Раз продают за такие деньжищи — значит, оно того стоит.
И это безумие длилось годы. А когда люди смогли оглянуться вокруг, то те, кто успел сбросить товар, когда он еще дорожал, выиграли, а те, у кого товар — те самые луковицы — был на руках, вдруг поняли, что они страшно прогорели.
Кстати, «надувание» этого пузыря шло исподволь, потихоньку. Тюльпаны в Голландии появились во второй половине XVI века — из
Еще в 1615 году за две сотни луковиц тюльпанов заплатили всего 57 гульденов. Но вскоре появились тюльпаны с пестрыми лепестками. И вот уже их стали ценить намного дороже.
Первыми из пестролепестковых тюльпанов стали тюльпаны «Semper Augustus». Уже в 1620 году за десяток луковиц этого сорта предлагали 20.000 гульденов, а в 1623 году уже за одну такую луковицу предлагали 3000 гульденов!
Уже в 1633 году один житель города Хорн обменял свой каменный дом в городе — со всей обстановкой, мебелью и утварью — на 3 луковицы «особенного» нового сорта.
Осенью 1634 года в торговле тюльпанами появилась новинка, своего рода торговля фьючерсами: владельцы луковиц начали продавать определенные луковицы, находящиеся в земле, с обязательством выкопать эти луковицы и передать их покупателю следующим летом. И началась деятельная торговля уже этими обязательствами. В 1636 и начале 1637 года произошел скачкообразный рост цен на уже безобразно переоцененные луковицы.
И сразу после этого скачка в феврале 1637 года начался крах пузыря тюльпаномании. Куча людей оказалась с пригоршней луковиц в руках — без дома, мастерской, вместо баржи, на которой они жили или работали. Долговые обязательства времен тюльпаномании суды не брали в расчет — мол, произошло временное массовое умопомрачение, но оно уже закончилось, луковица не может стоить несколько десятков тысяч гульденов.
Когда многие теряют деньги, то некоторые на этом очень сильно наживаются. Увы, имена тех, кто приумножил свое состояние на тюльпаномании, гласности не предавались.
В общем, весь этот пузырь является чистым жульничеством. Но в цивилизованном мире принято считать произошедшее временным помутнением рассудка.
Появление акционерных обществ, торговля акциями этих обществ породили в следующем веке еще два огромных финансовых пузыря, которые, как и тюльпаномания века XVII, были чисто жульническими, обманными.
В 1720 году в Англии произшел крах компании «Южных морей», а во Франции — крах «Миссисипской компании».
Компания «Южных морей» заявляла, что им передано исключительное право на торговлю с Южной Америкой. Драгоценности и благовония, золото, изумруды и алмазы, драгоценные породы дерева должны были хлынуть при посредстве компании в карманы ее акционеров. Возник ажиотаж. Цены полезли вверх. За акцию, первоначальная цена которой была 100 фунтов стерлингов, давали уже 1000 фунтов.
Когда цены удесятерились от начальной, вдруг выяснилось, что вся Южная Америка принадлежит Испании и Португалии. И решения правительства Англии для них ничтожны и ничего не значат. Цена акций упала до нуля — сколько они и стоили на самом деле. Так в сентябре 1720 года лопнул пузырь, который начали надувать в январе 1720 года.
В том же году развалилась и другая афера — с компанией Миссисипи. Тут афера длилась с 1717 по 1720 год, не несколько месяцев, а несколько лет. Сначала начались рассказы и публикации о несметных богатствах Америки. Потом — о новом эльдорадо, находившемся на реке Миссисипи. Там было и золото, и драгоценные камни. Только приезжайте и меняйте на зеркальца и железные ножи! Куча французов вложилась в эту аферу. Продавались все новые и новые акции по все более дорогой цене. Выплачивались обещанные дивиденды. В итоге цены на акции выросли в 10 раз от начальных 500 ливров.
Систему обмана придумал финансист Джон Ло (Law). Когда надо было заплатить дивиденды по проданным акциям — выходил новый выпуск, продаваемый из-за ажиотажа уже дороже. И так делали несколько раз — Джон Ло придумал финансовую пирамиду.
Со временем оказалось, что уже некому покупать новые акции. Пирамида начала рушиться. Люди, купившие акции, остались с бумажками, которые не стоили ни сантима. На Миссисипи, конечно, есть много богатств, но это не золото и не драгоценные камни. А финансовые пирамиды со временем всегда рушатся. Тем быстрее, чем выгоднее они кажутся в самом начале аферы.
Изобретатель новой схемы обмана Джон Ло бежал из Франции, его активы, дома и поместья, были конфискованы. Вскоре он умер.
В дальнейшем люди не придумали ничего нового. Финансовые пирамиды, финансовые пузыри — аферы, продолжающиеся и в наше время.