Кому-то с первых слов могло показаться, что я собираюсь ёрничать и иронизировать, но это не так. Тема более чем серьезна, и скажу даже больше: я разделяю утверждение, что бедность — не порок. Но с некоторыми, весьма принципиальными, уточнениями, о которых, собственно, и пойдет речь в настоящей статье.
Как всегда, хорошо бы определиться с понятиями. Что такое
Может ли бедность стать причиной гнусных мыслей, побуждающих на гнусные поступки, в свою очередь, втягивающие человека в пучину порока? Применительно к людям, счастливым в бедности, — однозначно нет. А кто беден, но при этом завистлив, — однозначно да.
Но завидовать ведь можно и будучи миллионером. Тоже всего может быть мало, и всегда найдется тот, кто материально успешнее: у одного соседа яхта больше, у второго — квартира ближе к Кремлю или к Воробьевым горам, а у третьего — и вовсе, помимо жены, 35 любовниц, и каждой из них он каждый месяц дарит бриллианты на миллион долларов.
Человеческая алчность зачастую не знает пределов, это правда. Но сама по себе бедность, как таковая, — действительно не порок. Бедность позволяет человеку физически выжить, не отказывая себе в минимально необходимых благах, а это значит, что счастье потенциально возможно и в бедности.
Ну, а как быть с тем, когда уже просто есть нечего, надеть на себя нечего, даже никуда выйти нельзя, потому что некуда и не на что? А это уже, собственно, не бедность, а нищета, то есть такое состояние, при котором приходится себе отказывать в необходимом. Вот избежать порока, будучи нищим, действительно практически невозможно. Ну, разве что периодически погружаться в медитацию эдак на недельку-другую, чтобы не тратить «лишние» деньги на хлеб, воду, водку и макароны.
Нищета неизбежно низводит человека до положения скота, который днем и ночью думает о своем желудке и о невозможности удовлетворить его естественные позывы. Но это даже вторично. В первую очередь, нищий думает о том, почему у соседа больше и, следовательно, какая он сволочь, и как мир несправедлив. В таких случаях в планах обычно не заработать больше денег, а напакостить соседу. Но даже если мысль о чуть большем заработке и приходит в голову нищего, то и она сопряжена с агрессией: мне недодали, а пойду-ка я заработаю чем-то асоциальным. Ни к чему хорошему, а уж тем более доходному, это закономерно не приводит, но логика нищеты пуленепробиваема и бульдозером не сдвигаема.
Каждый много раз видел назойливых побирушек на вокзалах, в метро, в других «злачных» местах. Попробуйте доверительно пообщаться с такими нищими и от чистого сердца порекомендовать им попробовать найти работу, можете даже по доброте душевной предложить им эту самую работу. Ни разу не видел, чтоб согласились. Вас обвинят в жадности и в том, что вам все преподнесено на блюдечке, вам скажут, что работу сейчас не найти, в вас могут даже в буквальном смысле слова плюнуть, но ни в коем случае совету заработать побольше денег конструктивным трудом нищие не последуют. Никогда. Потому что это для их сознания принципиально невозможно. Такова неумолимая логика и
Жизнь нищих замкнута на зависти, ненависти и лености. В то же время, бедные легко могут быть независимыми от такого рода комплексов. Большинство бедных, конечно же, по психологии мало чем отличаются от нищих, но, тем не менее, они без проблем с головой легко могут быть и добродушными, и работящими, и с чувством собственного достоинства. Всех этих конструктивных чувств у нищего не может быть по определению. Бедность и нищета — это все же две совершенно разные материальные ниши и, как следствие, разные психологические состояния.
Многие могут спросить: ну, а как же монахи — они ведь нищие и при этом счастливые. Во-первых, с чего это все берут, что монахи счастливы? Подозреваю, что в черное духовенство идут не от избытка счастья. А во-вторых, монахи все же, скорее, бедные, чем нищие: денег у них нет, зато есть натуральное хозяйство, обеспечивающее их продукцией, минимально достаточной для их субтильного телосложения. Так что и в этом случае неумолимой логики бедности и нищеты избежать не удается.
А есть люди, живущие в лесах и в пещерах, в том числе и с семьями. Но если они при этом способны добывать себе много пищи, то они могут быть даже богатыми, хоть и без денег. А если мужчина в мегаполисе зарабатывает 50 тысяч, но у него в семье 10 неработающих голов, то он и его семья — нищие, со всеми вытекающими психологическими, а то и психическими, проблемами. Богатство, средний достаток, бедность и нищета определяются не объемом хрустящей бумаги с каким-то количеством нарисованных нулей, а именно способностью удовлетворять определенные жизненные потребности.
Придется побыть банальным и согласиться-таки с сентенцией Федора Михайловича Достоевского о том, что бедность — не порок, а вот нищета — порок. Идеализация не позволяет спрятаться от материализации, хоть ты тресни. К сожалению.