В Якутии почти сразу же после Октябрьской революции сложилась тупиковая ситуация с наличными бумажными деньгами. Царские деньги, конечно же, не имели уже ценности. А новые деньги еще не появились на территории Якутии. Но в Якутске на одном из винных складов обнаружили большие запасы красивых винных этикеток. В царской России их не наклеивали на бутылки, а просто давали покупателям на руки при покупке бутылки вина. Практически все население Якутии тогда было неграмотно. И у Алексея Семенова, ставшего потом народным комиссаром финансов Якутской республики, появилась идея использовать винные этикетки в качестве бумажных денег. Задуманное ему удалось осуществить.
На этот счет читаем в рассказе Максима Горького «О единице» такой момент: «Из всех бумажных денег, которые пускались в оборот на безграничном пространстве Союза Советов, самые оригинальные деньги выпустил Алексей: он взял разноцветные этикетки для бутылок вина, своей рукой написал на „Мадере“ — 1 рубль, на „Кагоре“ — 3 рубля, „Портвейн“ — 10 рублей, „Херес“ — 25 рублей, приложил печать Наркомфина, и якуты, тунгусы очень хорошо принимали эти деньги как заработную плату и как цену продуктов. Когда Советская власть погасила эти своеобразные квитанции, Семенов прислал мне образцы их». Действительно, в архиве М. Горького впоследствии были обнаружены винные этикетки номиналами 1, 10 и 25 рублей с номерами 7, 8 и 216 соответственно. Сам рассказ Горького впервые появился в печати только в 1960 году в журнале «Новый мир», хотя был написан в 1929 году.
Вообще с вином деньги были прочно «связаны» и в виде монет. На многих монетах еще античных времен видим виноград. А тогда он преимущественно использовался для производства вина. Разумеется, вино не заменяло в античные времена собой деньги, но «винные» атрибуты часто находили свое место при чеканке монет — виноградные листья, кисть винограда, винные амфоры и кубки.
Но и в наше время есть пример, когда спиртное получило «права» на финансы.
В 1991 году Верховный Совет Эстонии принял резолюцию «О государственной независимости Эстонии». В бывшей союзной республике появилась потом своя валюта — крона. Но позже тут произошел удивительный казус. Проводя административную реформу, в правительстве Эстонии не обратили внимания на одну из статей Конституции. Согласно ей жители имеют право сами выбирать органы местного самоуправления. Этим воспользовался депутат эстонского парламента Кирилл Тейтерра. Являясь членом роялистской партии в парламенте, он получил полную поддержку от жителей южной части острова Сааремаа и создал там королевство Торгу, объявив себя королем Кириллом I.
Это государство в государстве не было признано никем в мировом сообществе. Парламент Эстонии поспешил решить проблему «неохваченной» административной реформой территории. Но Кирилл Тейтерра успел отчеканить латунные монеты со своим профилем и назвал их пол-литрой. Стоимость монет точно соответствовала стоимости в Эстонии полулитровой бутылки водки.
Реформу на острове все же провели на всей его территории. Но жителям «ликвидированного» королевства так понравились «свои» деньги, что они там в ходу и сейчас. Правда, по какому курсу обмениваются на эстонские кроны — не знаю. Само же королевство получило статус волости в составе Эстонии. А латунные полтины там по-прежнему охотно принимают в барах. Хохма, но зато какая!