А потому я в любое время могу получить здесь заем в пределах 560 тысяч рублей сроком до пяти лет. Что немаловажно — под смешные, по мнению звонившего, 22% годовых. Как говорится, дешевле — только даром.
Не успел я прийти в себя от этой радостной вести, как несколько дней спустя на меня вышел представитель другого, не менее крупного банка (пусть это будет «Второй банк»). И в течение пяти минут ласкал мне душу практически теми же словами — мол, в связи с моей безупречной финансовой репутацией банк одобрил мне льготный заём. И вообще я такой душка, что теперь, ни много ни мало, являюсь их вип-клиентом. А значит, имею право обратиться за деньгами в любое время дня и ночи. Правда, эти банкиры оказались более прижимистыми и мой путь к благополучию и богатству ограничили планкой в 440 тысяч рублей. Но взамен пообещали, что годовая процентная ставка лично для меня составит 17%.
Звонок, последовавший месяц спустя, был воспринят мною, как что-то само собой разумеющееся — представитель еще одного банка («Третий банк»), в котором полгода назад мы с супругой брали кредит на покупку сложно-бытовой техники, пропел мне знакомую песнь о моей безупречной нравственности, обязательности, но… предложил при этом сущие крохи — максимум 220 тысяч «целковых» не более чем на три года и уже под 24% годовых.
С той «банковской атаки» на мою скромную персону прошла пара месяцев, не больше. А на днях мы с супругой задумались о приобретении нового авто. Правда, денег на его покупку у нас не было вовсе (ну не считать же солидным накоплением сумму в размере 60 тысяч рублей при стоимости машины в 420 тысяч). Но зато, как мне казалось, в нашем активе было предельно благожелательное отношение банкиров лично к моей скоромной персоне. И, пока супруга с детьми углубились в просторы Интернета, подбирая колер и интерьер нашего будущего четырехколесного друга, я отправился к доселе лишь заочным знакомцам. Передо мной стояла простая, как советский гривенник, цель: занять у них 350 тысяч рублей сроком на два года.
В «Первом банке», который еще в феврале щедро обещал мне свыше полумиллиона, предложили довольствоваться более скромной суммой. На 350 тысячах мы ударили по рукам и я тут же оформил предварительную заявку на получение кредита. К чести здешних банкиров нужно сказать, что от подачи заявки до его одобрения прошло всего три часа (как выяснилось позже, многие аналогичные структуры даже близко не могли похвастать такой оперативностью). Как пояснила симпатичная и приветливая работница банка, за два года сумма переплаты составит примерно 110 тысяч рублей. Слегка оторопев, я решил сравнить условия в других финансовых учреждениях и отправился дальше.
Ребята во «Втором банке», еще недавно обещавшие мне 440 тысяч «целковых», ожидаемо умерили свое предложение. Правда, я не думал, что их щедрость скукожится ровно в два раза. А на мое «Так вы же сами за полгода мне пять раз звонили и обещали вышеназванную сумму» ответили что-то невнятное вроде: «Ну, мало ли что мы обещали». Ради интереса я попросил их рассчитать сумму переплаты, если бы я занял необходимые мне 350 тысяч рублей. Несмотря на разницу в 5%, она составила… все те же 110 тысяч! Видя мое недоумение, они пояснили, что на размер переплаты повлияли обязательное страхование жизни и ряд других тонкостей и нюансов (каюсь, финансовых знаний у меня — ноль, поэтому некоторые их термины оказались для меня полной абракадаброй).
Не особо надеясь на возможность получить недорогой кредит, я отправился в «Третий банк». Здесь меня не стали водить за нос и выразили готовность выдать в течение двух-трех дней обещанные ранее 220 тысяч рублей. Однако выяснилось, что через два года мне бы пришлось вернуть уже 346 тысяч (!) рублей. Просить рассчитать размер переплаты с 350 тысяч я даже не стал. И через несколько секунд был вне пределов досягаемости алчных финансистов.
Главное, что я понял из этого вояжа: тонкость расчета банковских процентов для большинства обывателей — тайна за семью печатями. Кто ответит — почему при одной и той же процентной банковской ставке размер переплаты может весьма существенно различаться? По моему субъективному мнению, она должна быть одинаковой. Не то что до рубля — до копейки!
…Кредит мы не стали брать по банальной причине — жаба задушила. Честно говоря, было жалко отдавать банку сверх занятой суммы еще как минимум 110 тысяч рублей. К тому же в душе взыграла тяга к классовой справедливости: уже упомянутые мною семейные накопления — 60 тысяч — мы хранили в «Первом банке». Так вот, за полгода на них «набежало»… чуть более тысячи рублей. Подумалось: мы им безбожно переплачиваем, а они нам на вклады — жалкие рублики… Впрочем, порыв нашей гордости ни один из банков даже не заметил.
Ну, а деньги на автомобиль мы заняли у дальней родственницы. Видя наши злоключения, она без колебаний дала нам искомую сумму. Без расписок, процентов и поручителей. Мы обязательно с нею расплатимся. Родственные узы — они посильнее банковских обязательств. Ведь звонит она нам вовсе не потому, чтобы назвать нас перспективными и выгодными клиентами. А потому, что мы — родня.