Может быть, стоит купить шубу из мутона, которая в пять раз дешевле, либо пуховик? Эти вещи тоже теплые и красивые. Что чувствует и о чем думает человек с достатком ниже среднего, а то и без постоянного дохода, покупая дорогую вещь в долг?
Мне это всегда было невдомек. Хотя не отношу себя к нуждающимся, норковой шубы у меня до сих пор нет. К сожалению. Расставляю по-другому приоритеты: помимо обязательных ежемесячных расходов, которые разложены по полочкам, у меня куплена накопительная страховка жизни на 20 лет, и вообще есть неплохие финансовые знания, которые я с удовольствием применяю. В общем, это не к тому, чтобы похвастаться, а к тому, что я не являюсь великовозрастной девочкой-
Новый год — время перемен. Но не всегда ожидаемых и не всегда положительных. Замелькала вероятность сокращения на работе, а у меня, вместо режима экономии, отказали тормоза на предмет покупок. Везде скидки! Зимняя обувь, две пары недешевых кожаных перчаток, обновки на каждый день, на выход, сто тридцатая игрушка сыну — ничего из того, без чего нельзя было бы обойтись.
Тормоза не срабатывали, хотя я была неприятно удивлена своим поведением. К 20 числу на мели, до конца месяца дотянем, но любые покупки уже строго запрещены. С учетом моего почетного, но нелюбимого статуса кормильца семьи, ипотеки, недешевого садика сынишки, перспектива потери хорошего рабочего места не радует. А вот эта бурная реакция на нестабильность в виде нехарактерного для меня транжирства, оказалась неприятным сюрпризом.
Какова природа транжирства? Над этим бьются лучшие умы маркетинга, чтобы обратить эти знания в свою прибыль. Транжира — лучший подарок для торговцев. Разделяют виды транжир с разными историями. Это и те, кто с жиру бесится, и, в противоположность, те, кто все детство провел в бедности и теперь, имея малейшую копейку, стремится компенсировать нереализованные детские желания. С первыми все понятно, а вот те, кому не до жиру, но они все равно мелькают в первых рядах потребителей дорогих товаров — вот кто представляет особенный интерес.
Последнее время модно стало быть финансово грамотным. Известен совет откладывать 10% от дохода. Правда, даются призрачные для нашей реальности рекомендации по поводу того, где взять такой доход, чтобы 10% от него составляли несмешную сумму. Пока еще большинство людей на просторах бывшего Союза живут за чертой бедности.
Что такое бедность? Для человека, если ему не посчастливилось родиться пофигистом, прежде всего, это тревога за завтрашний день. Тревога — неприятная штука, от которой невольно стремишься избавиться. Она съедает человека изнутри, мешая ему радоваться жизни.
Как можно бороться с тревогой? Специалисты рекомендуют: хобби, двигательная активность, общение, застолье (со спиртным и без), релаксирующие мероприятия — массаж, йога, траволечение и т. д…, а особое место здесь занимает шопинг. Причем шопинг в списке лекарств является самым, на первый взгляд, дешевым и доступным инструментом для снятия тревоги и стресса. Это гарантированный вариант поднять настроение. Он не требует усилий больших, чем дойти до магазина. В отличие от йоги или сеансов у психолога, например.
Получается замкнутый круг. Если человек беден, он испытывает не всегда осознаваемую тревогу за завтрашний день, идет в магазины и отрывается, загоняя себя в бедность еще больше. Особенно «полезными» помощниками в этом смысле являются мудрые маркетологи и услужливые кредитные учреждения.
Скидки-распродажи! Любой товар в кредит или в рассрочку! Всевозможные новомодные гаджеты, элитные шубы, даже некую волшебную косметику сейчас продают в кредит, работая в связке с кредитными церберами. Все удобно, все под боком, и человек с мыслью «Живем один раз!» покупает предмет роскоши с ежемесячной выплатой в ползарплаты длительностью на год. От клиента — только согласие, будто под гипнозом, и удостоверение личности. Из гипноза вынырнула — и стала счастливой обладательницей набора непонятной косметики и кредита на кругленькую сумму. Называется, поборолась с тревогой.
Покупатель (в данном случае — покупательница) снимает стресс, повышает свою значимость в собственных глазах, следует лозунгу «хочешь быть богатым — веди себя, как богатый», исполняя свою мечту сегодня и сейчас, а завтра — хоть трава не расти. Зато не хуже, чем у всех.
Консьюмеризм — потребление как цель жизни — процветает. Все больше людей страдают шопоголизмом, или, по-научному, ониоманией. Самому справиться с ониоманией тяжело. Даже признать сам факт недуга непросто.
Специалисты дают следующие советы:
- совсем избавиться от кредиток;
- ходить в магазин со списком запланированных покупок и не отклоняться от списка;
- занять свободное время другими занятиями, не шопингом — спорт, общение, хобби… всеми силами избегать магазинов;Реклама
- отдавать себе отчет, что новый гаджет каждый месяц с минимально улучшенными функциями — это потерянные деньги, равно как и обновки не по карману.
Вспоминается один момент. Будучи студенткой, я подрабатывала лидером группы школьников, на каникулах изучающих английский язык в Британии. Помимо занятий языком, у нас была хорошая культурная программа, в рамках которой было предусмотрено посещение одного из чудес света — Стоунхенджа. Интригующие рассказы и экскурсия вокруг загадочных глыб совершенно не всколыхнули фантазию моих подопечных отроков. Они уныло скрипели: «А когда же будет магазииин?» Вот тогда я отчетливо увидела лик современного Золотого тельца, вопрошающего: «Что бы еще такого купить? Может, новую шкуру в кредит?»