Но проблемы в денежной сфере продолжали накапливаться, и затем потребовалось запустить в обращение купюры в 100, 250, 500 и 1000 рублей. На них был лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» уже на семи языках.
Конечно, в связи со сложной ситуацией советской власти приходилось идти на всякие непопулярные, а то и нехорошие (в глазах многих экономистов) меры. Например, 21 января 1918 года вышел декрет ВЦИК РСФСР об аннулировании государственных внешних и внутренних займов царского и Временного правительств. Естественно, этот документ вызвал шквал отрицательных эмоций со стороны иностранных государств и обманутых финансовых институтов. Хотя с точки зрения советской власти ничего страшного вроде и не произошло. Ну подумаешь, долги не отдали…
Для укрепления денежной системы новая власть один за другим принимала все новые, порой противоречивые, документы. Так, 22 июля 1918 года запретили скупку, сбыт, хранение драгоценных металлов в сыром виде, слитках и монете. 17 сентября этого же года были прекращены кредитные операции с организациями, находящимися за пределами РСФСР. 2 декабря решено было ликвидировать имеющиеся в республике иностранные банки и их филиалы.
Способствовали ли эти меры быстрому выздоровлению экономики, которой, в общем-то, не существовало? Нет. Добавьте к этому практически полное отсутствие товарно-денежных отношений и введение с 11 января 1919 года на всей территории России продовольственной разверстки. Что говорить, если известно, что в январе 1920 года цены на московских рынках выросли по сравнению с 1913 годом в 6000 раз (а то и более), а в декабре того же года — в 30000 раз?! Население оперировало суммами в миллионы и десятки миллионов рублей! В 1921 году, к слову сказать, существовала банкнота номиналом в 10 миллионов рублей.
В этом же году историки сообщают о следующих своеобразных рекордах: пуд ржаной муки стоит 140 000 рублей, пуд картошки — 20 600 рублей. Поездка в московском трамвае обходилась в 500 рублей, и это — за одну остановку. А вот номер газеты «Правда» оценивался в 2500 рублей. В то время и стали именовать миллион «лимоном», вкладывая в это слово больше раздражения, чем удовлетворения.
Гражданская война близилась к завершению, народ роптал, а экономику необходимо было реанимировать. 19 октября 1921 года вышло постановление об «Учреждении Государственного банка». Эта мера должна была помочь развитию промышленности и сельского хозяйства, а также упорядочить денежное обращение в стране. Со времен гражданской войны Украина и Белоруссия частично были вовлечены в единое финансовое пространство с РСФСР. А в 1921 году соответствующие документы подписали с республиками Закавказья. Последние, впрочем, еще некоторое время продолжали выпускать собственные деньги, но совсем скоро перешли на денежные знаки РСФСР.