Существовали ли уральские деньги?

Реклама
Грандмастер

Историки по сохранившимся документам проследили тайную деятельность Акинфия Демидова (сына Никиты Демидова), который после смерти отца-горнопромышленника стал единственным наследником его дела. Акинфий внес существенный вклад в освоение недр Урала и Алтая.

Были построены 25 новых металлургических производств. Преимущественно по переработке медных руд. Но более всего Акинфия интересовали сопутствовавшие медным рудам драгоценные металлы — серебро и золото. Оказывается, у заводчика был тайный монетный двор в Невьянске. В этом городе рассказывают такое предание.

Как-то раз императрица играла в карты с Акинфием Демидовым. Перед тем как «сметать» колоду в очередной раз, она взяла в пригоршню серебряных монет и якобы спросила своего партнера: «Чьей работы — твоей или моей?» Демидов ответил хитро: «Всё твое, матушка: и мы — твои, и работа наша — твоя».

Но тут, скорее всего, просто народные домыслы. Хотя дыма без огня не бывает. Сама по себе Невьянская башня по конструкции вполне подходила для тайной чеканки монет. Но каких?

Реклама

Известно, что Россия активно торговала с Голландией. Очень ценился в ту пору голландский «Иоахим Сталлер» (в Америке его называли «доллар»). Один из ближайших сподвижников Петра I, голландец Андрей Виниус, убедил царя в необходимости денежной реформы. Интересен тот факт, что Виниус поддерживал Акинфия Демидова. Он из столицы отправился к нему. Доподлинно по документам не выяснено, с какой целью. Но известно, что именно Виниус (будучи крупным специалистом в монетном деле) располагал несколькими штемпелями для чеканки голландской монеты «Иоахим Сталлер».

О поддельных монетах знали многие купцы. Почему же Акинфий Демидов из своей аферы вышел «сухим»? Ответ простой: ему простили. Причина? За счет фальшивых денег заводчик без государственной поддержки (!) поднял металлургическое дело на более высокий уровень.

Реклама

А теперь исторический факт. Голландская монета очень долго тайно чеканилась в России. Она имела в народе название «лобанчик». Известный историк и авторитетный нумизмат И. Г. Спасский по этому поводу писал:

«Замечательным явлением в русском монетном деле была производившаяся в течение более чем ста лет тайная чеканка иностранной золотой монеты — голландских червонцев, которые в официальных документах упоминаются только под таинственным названием «известная монета».

Казалось бы, в истории об уральских деньгах можно теперь поставить точку — доказано, что такие деньги были и они чеканились в Невьянске. Однако тема уральских денег неожиданным образом получила продолжение в XX веке. И опять в тех же самых местах — Средний Урал.

Реклама

«Возрождение» уральских денег происходило в ситуации, в чем-то сходной с созданием «пивной» партии. Двадцать лет назад (летом 1993 года) в Екатеринбурге заговорили об Уральской республике. Хохма! Парадокс! Анекдот! Какая может быть республика, если Свердловская область в составе РСФСР? За сепаратизм авторы идеи (группа предпринимателей и местных политиков) могли угодить по статьям УК РСФСР на энные сроки в места не столь отдаленные.

Но чем все же было вызвано желание «самопровозгласиться»? Преимущественно, финансовыми проблемами. Областной бюджет трещит по всем швам. Рвутся хозяйственные связи. Неплатежи и бартерные сделки. Дефицит денежной массы вынудил предпринимателей придумать какой-либо заменитель для рубля. Самое смешное: Уральская республика так и не появилась, но «валюта» (уральский франк) «всплыла».

Реклама

Правда, валюта — не то слово. Название было другое — «товарно-расчетный чек». На одном из них — портрет Никиты Демидова (почему не Акинфия?) и рисунок Невьянской башни. Прикольно, правда? Чеки были разработаны в соответствии со всеми требованиями к бумажным деньгам, имели хорошую защиту и «нарисованы» достоинством от одного франка до тысячи.

Но ни один товарно-расчетный чек так и не был выпущен в обращение. Причина? Она чисто политическая. Борис Ельцин произнес однажды слова: «Берите суверенитета, сколько проглотите!» Чего ради тогда «формировать» региону некую независимую Уральскую республику, будучи со всех сторон «в составе России»? Тем более что Свердловская область (как и другие регионы) получила свое Правительство и Парламент из двух палат, как и в Москве.

Несостоявшаяся республика с несостоявшейся денежной системой — просто исторический казус. И лишь сами товарно-расчетные чеки в Центре Б. Н. Ельцина в Екатеринбурге напоминают нам нынче о нем. И мы можем теперь на вопрос «Существовали ли уральские деньги?» дать такой ответ: «Да, раньше существовали, но нынче их нет».

Реклама