Мы рассмотрим как положительные, так и отрицательные моменты и постараемся составить чёткую схему безопасного пользования этим видом интернет-услуг.
Положительные моменты при заказе в виртуальном магазине:
1. Мы можем выбрать товар и заказать его из дома. Не надо ездить по разным супермаркетам и торговым центрам, тратить время и силы, наматывать десятки километров. И, кстати, не всегда вояж за какой-то конкретной вещью заканчивается покупкой — бывает же, что обошли десятки магазинов, а ничего не понравилось или не подошло по цене. А в интернет-магазине всё просто — сиди себе, нажимай на кнопки и рассматривай вещь с разных ракурсов, приценивайся.
2. Доставка на дом или туда, где вам удобно покупку получить (например, на работу). Подавляющее большинство крупных интернет-сайтов осуществляют этот сервис. В крайнем случае, придётся поехать в ближайшее почтовое отделение.
3. Приемлемая цена. Мы можем купить что-то аналогичное, что видели в магазине, или почти то же самое, но намного дешевле. Это легко объяснить — в магазин товар попадает, пройдя огромное количество заказов и пересылок, цена от изначальной иногда накручивается вдвое, а то и больше, а когда заказываем через интернет, товар идёт почти всегда прямо со склада и наценка включает в себя только упаковку и отправку.
4. Особо отметить надо такую услугу, как «сначала товар, потом деньги». Многие крупные интернет-магазины стали практиковать невероятно удобную вещь. Процесс покупки выглядит так: вы заказываете, но ничего не платите, курьер приносит вам товар на дом, вы более подробно знакомитесь с желаемой вещью и оплачиваете, но можете и отказаться. Это можно сделать, если вещь не соответствует описанию, не подходит размер, бракованная, да просто не понравилась. Правда, чтобы так делать, надо в этом магазине предварительно заказать на определённую сумму с предоплатой. Например, вы уже заказывали много на этом ресурсе и общая сумма ваших покупок — 1000 у.е., теперь вам выдают статус «уважаемого покупателя» и разрешают заказывать в дальнейшем без предоплаты.
А теперь поговорим о недостатках интернет-заказов:
1. Долгая доставка. Максимальный срок практически везде — 45 суток, пока он не истечёт, вы не имеете права предъявить какие-то претензии. В горячие периоды, например, перед Новым Годом, этот срок может быть увеличен магазином до 60 дней. Вам, может быть, и повезёт, и вы получите заказанное быстро, но всегда рассчитывать на это не стоит.
2. Даже если вы внимательно рассмотрели товар крупным планом, есть вероятность покупки «кота в мешке». Особенно это касается одежды и обуви. Часто вещь выглядит совсем не так, как на картинке. Бывает, что вы заказали ярко-розовую блузку, а получили бледно-сиреневую — то ли фото было некачественное, то ли ошиблись с указанием цвета.
3. Товар может и потеряться! Почти 100% есть гарантия, что деньги возвратят или заказ вышлют заново, но нервы-то вам никто не вернёт… Вещь может быть бракованной или испортиться по дороге — что делать в этом случае, поговорим немного позднее.
А теперь обсудим, как правильно выбрать интернет-магазин, заказать вещь нужную и недорого и не оказаться обманутым.
1. Лучше всего заказывать на самых известных ресурсах. Они тоже не гарантируют идеальный сервис, но вероятность неудачной покупки очень мала, а шанс «кидалова» вообще равен нулю.
2. Заказывайте что-либо там, где уже давно и часто покупают ваши знакомые. Нет лучше рекомендации, чем личная.
3. Не покупайте мелкие вещи по одной штуке. Чем меньше размер посылки, тем больше шанс, что она потеряется по дороге. У меня лично сгинули несколько мелких посылочек, правда, некоторые выслали повторно, за другие деньги вернули, но было очень неприятно. С тех пор стараюсь мелочи типа колечек, стилусов и заколок объединять в один заказ.
4. При выборе магазина обращайте внимание на способ оплаты. Ненадёжна оплата через банк, да простят меня работники этой сферы, также неудобно пользоваться услугами PayPal, объясню почему. Деньги они перечислят, но если посылка потеряется, вам предстоит нудная переписка и возврат денег затянется на долгое время. Самое чёткое обслуживание в плане возврата денег, на мой взгляд и по мнению друзей — WebMoney, с ними ни разу проблем не было.
5. Просматривайте такие разделы, как «Горячие скидки», «Праздничные распродажи», «Сезонный обвал цен». Там можно «поймать» что-то неплохое с ощутимой скидкой, одежду и обувь «не в сезон» можно часто купить в два-три раза дешевле.
6. Читайте отзывы покупателей и форумы. Вы выбрали дешёвый планшет, но во всех отзывах о нем пишут, что слабые аккумуляторы. Или хотите заказать туфли, а те, кто уже купил, жалуются что указанный размер не совпадает с реальным. Точно так же можно по отзывам выбрать что-то хорошее, если эти отзывы только положительные.
7. Внимательно следите за сроком доставки. Как только прошло максимальное время — пишите в службу поддержки, жалуйтесь на форуме сайта. Не просите — требуйте, чтобы вам вернули деньги или выслали товар заново. Если вы проявите упорство и будете каждый день долбить ресурс жалобами, ваши требования выполнят — крупные магазины дорожат репутацией и, как правило, быстро реагируют на пропажу или задержку товара.
8. Не делайте заказы в праздники. Сами сайты и службы доставки в эти периоды перегружены заказами, доставка может существенно затянуться.
8. Дорогую вещь открывайте прямо при получении и записывайте этот процесс на видео обязательно! Если товар бракованный или поломался по дороге, при наличии записи у вас есть реальные шансы товар получить повторно или вернуть деньги.
Поделитесь и вы опытом пользования интернет-магазинами. Напоследок — всем нам приятных и полезных покупок!