Насколько зла инфляция, или Плохо ли, когда на купюрах много нулей?

Реклама
Грандмастер

Все мы помним многотысячепроцентную инфляцию начала 90-х, помним, как быстро росли номиналы новых купюр, выпускавшихся банком. Помним, как прямо на глазах обесценивались деньги… Нет, неправильно сказал. Обесценивались не «деньги вообще». Превращались в мусор вполне конкретные рубли.

Говорят, нечто похожее произошло в Югославии, когда она начала распадаться. Инфляция в Зимбабве совсем недавно вообще побила все рекорды, достигнув значения сотен миллионов процентов в год. В Германии после поражения в Первой мировой войне гиперинфляция чуть не разрушила страну…

Ясное дело, инфляция — зло, а гиперинфляция — много хуже!

В начале 90-х я работал в Италии. Денежные купюры в Италии тогда начинались от 1000. У них в 70-е годы был какой-то резкий скачок цен, падение лиры и прочие радости. Постепенно все устаканилось. Просто изменились ценники. Самая маленькая монетка имела номинал 100 лир. Монетки меньшего номинала не принимали даже кофейные автоматы. К купюре в 1000 лир для покупки билета в автобусе надо было добавить еще две монетки по 100 лир.

Реклама

В разговорах «за жизнь» мы как-то коснулись темы «Почему доллар стоит 1700 лир и не неудобно ли это?». Ответ итальянцев был единодушен — не только нормально, но даже в чем-то и выгодно. Двое из моих итальянских знакомых как раз тогда сидели на ипотеке за свежекупленные квартиры. Они смогли очень быстро рассчитаться с долгами, поскольку эти долги быстро уменьшились в десятки, а то и сотни раз. К новым номиналам быстро привыкли. Зарплата росла вместе с инфляцией.

Меня здорово и огорчило, и позабавило их недоумение — «а как же иначе?». Ведь именно в тот самый момент в России все происходило именно иначе. И долги в рублях банки мгновенно переоформляли в валютные, говоря какие-то непонятные массам населения слова не то про «форс-мажор», не то про «казус белли»… (и судя по тому, как они поступали с несогласными, они-таки действительно имели в виду именно «casus belli»). И зарплаты не просто не росли вслед за инфляцией — их месяцами не выплачивали, предоставляя работникам выкручиваться кто как может. При этом зарплаты, выплаченной спустя год, благодаря инфляции, в аккурат хватало на пару сникерсов. …Ну — и так далее.

Реклама

…Когда я приехал на работу в Турцию в 1999-м году, прямо в аэропорту я легко и непринужденно стал мультимиллионером. Разменял бумажку в 20 долларов и стал обладателем суммы примерно в 20 000 000 турецких лир. На новой работе я получил две зарплатные карточки местного банка «Япы-креди». Одна карточка была «лировая», на нее фирма перечисляла мне зарплату. По ней я получал даже какой-то процент. Увы, оставаясь на этом счету, моя зарплата к концу месяца сильно «худела». Для «решения проблемы» была выдана моя вторая карточка — валютная, в долларах. Получив деньги в лирах на свой счет «лировой карточки», я откладывал то, что намерен был потратить на текущие расходы на месяц, а остальное тут же перекидывал на валютную (как бы «покупая» доллары). Можно было в том же банке переложить «накапливаемое в долларах» с валютного счета на особый срочный валютный вклад, и тогда получался вполне приличный процент.

Реклама

Цены в магазинах ощутимо росли из месяца в месяц. Но нам проблем это не создавало, зарплата была привязана к доллару. Так что инфляция в данном случае приводила только к тому, что каждый месяц на мою карточку перечислялась новая сумма в турецких лирах.

Тут с нулями на купюрах было куда как круче, чем в Италии. Наименьшая купюра была 500 000 лир, за покупку в местном универсаме требовалось выложить несколько миллионов. Даже поездка в маршрутке стоила несколько сот тысяч лир. За те полтора года, что я там работал, цена на поездку от аэропорта до арендованной квартиры выросла с «примерно» 5 000 000 лир до примерно 10 000 000 лир.

А телевизионная викторина «Как стать миллионером» на Стамбульском телевидении называлась «Кто выиграет 500 000 000 000». Весьма солидная турецкая инфляция вовсе не была гнетом для турков. Они просто сосуществовали. Инфляция — сама по себе, они — сами по себе, согласуя свои планы с реальностью.

Вот так и выходит — если на купюрах стоит много нулей — это вовсе не плохо. В случае если эти нули не имеют к тенденцию к быстрому увеличению. Инфляция — это, конечно, нехорошо. А вот результат инфляции, нули на купюрах — не добро и не зло, а просто факт жизни. Конечно — строго ИМХО.

Реклама