Первая финансовая пирамида была придумана в Америке в 1919 году неким Чарльзом Понти, который создал компанию под названием «Сохранение и безопасность бизнеса». Средства инвесторов привлекались под очень высокий процент, но деньги никуда не инвестировались, а проценты платились за счет новых вкладчиков. Через год афера открылась и Понти посадили.
Два самых известных российских примера: МММ и ГКО. В первом случае граждане несли деньги в расчёте на бесконечный рост своих инвестиций. Во втором случае государство сознательно занимало деньги с целью финансировать выплаты по ранее выданным аналогичным обязательствам. В результате государство было вынуждено непрерывно наращивать ставку заимствований, а когда выплаты стали невозможными, — объявить дефолт.
Итак, корректно ли сравнивать Паевые фонды и финансовые пирамиды? Посмотрим…
Юридический статус.
Современные пирамиды, как правило, маскируются под вывесками некоммерческих партнерств (которым законом запрещена коммерческая деятельность), ассоциаций, кооперативов или товариществ. При этом компании, виды деятельности которых установлены законом (банк, страховая, управляющая компания, пенсионный фонд) не могут в принципе быть «пирамидальны» по своей сути.
Инвестирование средств.
Деньги вкладчиков паевых инвестиционных фондов находятся в управлении у соответствующей компании и вкладываются в жестко регламентированные инвестиционной декларацией инструменты — государственные и муниципальные ценные бумаги, акции и облигации российских и иностранных компаний, паи открытых и интервальных фондов.
Деньги вкладчиков «пирамид» не инвестируются в акции и ценные бумаги, а идут на выплаты процентов предыдущим вкладчикам, то есть за бумагами этих «финансовых структур» фактически был воздух, а не реальное наполнение, поэтому выплата высоких процентов очень быстро заканчивается.
Отчетность перед вкладчиками.
МММ и ей подобные организации не имели никаких форм отчетности перед своими вкладчиками, они были абсолютно закрыты и никаким образом не информировали о своей деятельности тех, кто доверил им деньги.
Инвесторы же паевых фондов всегда могут проверить состояние своего вклада: Управляющая Компания присылает вкладчику выписки о совершенных операциях при покупке и погашении паев, ежедневно публикует информацию о стоимости чистых активов и стоимости одного пая в Интернете. Если нет доступа в Интернет, любую финансовую информацию о деятельности компании можно получить в ее офисе или у Агентов по продаже паев данного фонда.
Гарантированная доходность.
«Строители» финансовых пирамид обещали и обещают золотые горы, величиной с небезызвестные египетские постройки, при этом гарантируя доходность 30, 40, а то и все 70% годовых, что совершенно не реально в современных рыночных условиях. Повторюсь — нереально гарантировать доходность 40% годовых, а ипотечные кредиты не могут выдаваться под 2% годовых.
Управляющая Компания не имеет права гарантировать какую-либо определенную доходность потому, что стоимость активов фонда определяется рыночной конъюнктурой. Однако Компания гарантирует сохранность активов с точки зрения контроля государства и отсутствия мошенничества. Ценные бумаги и другое имущество, составляющее фонд, хранятся и жестко контролируются специализированным депозитарием. Права инвесторов защищает независимый регистратор, ведущий реестр владельцев инвестиционных паев. Каждый фонд не реже одного раза в год проходит аудиторскую проверку, осуществляемую независимым аудитором. Действия всех участников рынка коллективных инвестиций жестко регламентированы и контролируются Федеральной Службой по Финансовым рынкам.
И еще одно короткое, но важное наблюдение — за 10 лет работы индустрии Паевых Фондов не было ни единого случая мошенничества, а кризис 1998 года пережили, в отличие от банков, все управляющие компании. Однако, весьма печально, что эти факты мало кто знает…