Налоги делятся на прямые и косвенные, устанавливаемые в виде надбавки к цене товара или услуги.
«Если людям нечем было платить налоги и подати, то их брали вшами, лишь бы население не бездельничало», — рассказывает испанский хронист Сьеса де Леон, исследователь доколумбовой Америки.
Какой валютой будет платить налоги население России в ближайшем и отдаленном будущем, попытаемся спрогнозировать в ключе давних сведений, вытекающих из истории нашего государства.
История же повествует о том, что сегодняшнее выделение Московского «княжества» в качестве «стольного города» — доминирующего над остальными регионами государства — уже было когда-то. Тогда Москва собирала налог в виде дани со всех подчиненных земель. Сейчас это выделение и обособление столицы от всего остального государства повторяет прошедшие события, которые раскололи общество на богатых и нищих.
Говорят, что Чингисхан со всех подчиненных ему земель брал десятину, и считают это справедливым налогом. Справедливым этот платеж был в первую очередь для самого Чингисхана, а не для плательщиков налога, бремя оплаты у которых увеличивалось в два, а то и три раза из-за увеличения акцизов и введения новых податей.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо понять смысловое наполнение данного платежа. Для этого определим первоисточник, заплативший свою первую лепту. Когда налог — это демократическая мера изъятия материальных средств у населения, которое в большей своей части является свободным. Так как у несвободных людей — рабов, лишенных всех прав, — налогов нет.
Надо полагать, среди первопредков, которые все были родственниками по крови, всегда был кто-то «сильнейший», который отбирал себе все самое лучшее. «Сильнейший», которого описал Ч. Дарвин, всегда побеждает, и бороться с ним бесполезно. Обычно сильнейшим был вождь (вожак), который и устанавливал свои законы в сообществе, которые выполнялись под присмотром самого вождя.
Подобный отбор налогом назвать трудно. Налог — это сбор средств на общее дело, которое, скорее, проявило себя на уровне общинного родового строя. «Сильнейший» на уровне общины, объединяющей несколько семей, объявлял на совете: «Я не хочу работать, и поэтому предлагаю себя в качестве вашего защитника. Я вас буду защищать, а вы меня будете за это кормить и одевать».
Альтернативой может быть подобное выступление главы рода: «Нам необходима группа людей, которая будет выполнять мои указания, усмирять „хулиганов“ и защищать вас от произвола „сильнейших“. На содержание данной команды требуется внесение материальных средств в виде продукции земледелия и чего-то конкретного». Вот это внесение имущества в общую копилку и было первым налоговым сбором.
Считается, что общеизвестный налог «десятина» восходит к глубокой древности и описан в Библии — когда Авраам отдал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной в качестве военных трофеев. Десятина, по Библии же, состояла из десятой части всего полученного дохода от земледелия, животноводства и других источников получения прибыли в пользу левитов и затем первосвященника.
Добровольное пожертвование «десятина» узаконенным платежом стала после Турского (567) и Маконского (585) соборов. Обязательным платежом на содержание церкви десятину объявил Карл Великий в 779 году. О существующих взаиморасчетах между «сувереном» и его подданными во времена вассальной зависимости говорить сложно. А о платежах населения, платящего оброк феодалу, в это время речи вообще нет.
Для более детального изучения данного вопроса нужно отметить, что по сути, начиная с дохристианских времен, установлены два вида налога — церковный и «светский». Величина последнего не поддается точному подсчету, потому что в налог «кесарю» может быть включена не только «десятина Чингисхана», но и оброк местному феодалу, а также акцизы и пошлины вышестоящих правителей.
В рамках существующей науки мы знаем о том, что все в окружающем нас мире материально, и материя не может существовать иначе как в движении, — без движения нет жизни. Человек неотделим от окружающего его мира, частью которого он является, и соответственно с этим включен в происходящие вокруг него обменные процессы природного комплекса, двигаясь вместе с ним в единстве.
Знания о тройственности построения любой структуры в системе мироздания давно уже вышли из кулуаров философии, и нет необходимости доказывать очевидные факты. Материя, из которой состоит мир, так же определена, как энергия, где самые малые частицы этой материи, «кварки», находясь в постоянном движении, отдают треть своей энергии, восстанавливая возникающий дефицит из окружающего мира.
Как сложно организованная система природного сообщества каждый человек обладает собственным энергетическим потенциалом, который в структуре общественного бытия выражен имущественным окружением, где деньги играют роль оценочного эквивалента энергетического состояния (значимости) человека в обществе. Энергетический обмен в данном случае у человека происходит за счет отдачи части своего достояния.
Это значит, что налоги надо платить, чтобы гармонично вписываться в окружающий ландшафт, но при этом не стоит забывать о триединой системе бытия, где система является устойчивой в пределах 33−66% собственного потенциала. А при потере энергии (налога из всех доходов человека) более 33% система может претерпеть качественные изменения. При нагрузке же более 50% система развалится.
Отсюда вывод: за все надо платить, но платежи должны быть разумными, не превышающими возможностей человека.