Агентства недвижимости в российских городах при найме жилья выступают обычно в роли посредника. Их главной обязанностью является поиск арендатора. При доверительном управлении круг обязанностей агентства в значительной мере расширяется, а его ответственность увеличивается в разы. Все заботы и риски собственника при этом перекладываются, в соответствии с заключенным договором, на плечи агентства. Такой новый вид отношений позволяет собственнику квартиры устраниться от решения бытовых и технических вопросов и получать причитающиеся за аренду деньги в любой точке мира.
Набор услуг в рамках доверительного управления может быть разным. Стандартный пакет обычно включает поиск арендатора, заключение договора, поддержание соответствующего порядка в квартире, перечисление владельцу арендной платы (за вычетом комиссионных), оплату коммунальных платежей и страхование квартиры. По желанию владельца недвижимости агентство может предоставить и некоторые дополнительные услуги. Сюда может входить уборка квартиры и ее ремонт, подключение системы охраны, покупка бытовых приборов и мебели, ведение налоговых отчислений и пр.
Естественно, что размер комиссионных будет зависеть от обязанностей, взятых на себя агентством. Передача квартиры в доверительное управление — процедура недешевая. На столичном рынке аренды жилья комиссионные за стандартный пакет услуг составляет ежемесячно 10−15% от цены аренды. Не стоит забывать также и о налогах. В соответствии с российским законодательством, договор доверительного управления недвижимости подлежит регистрации. Следовательно, владельцу квартиры, сданной в аренду на этих условиях, придется выплачивать 13% НДФЛ. Хотя, если оформить аренду как занятие индивидуальным предпринимательством с упрощенной системой налогообложения, то вместо 13% можно будет платить по закону 6%.
Некоторые агентства, принимающее квартиры в доверительное управление, содержат в своем штате одного сотрудника, который привлекает электрика, слесаря, дезинфекторов или строителей для проведении необходимых работ. У других агентств эти специалисты уже имеются в штате. Для собственника жилья это более предпочтительный вариант. Поэтому, прежде чем передавать квартиру в доверительное управление, её хозяину желательно посетить офис агентства, посмотреть его уставные документы, поинтересоваться наличием сервисной службы, то есть убедиться в его надежности.
Большое значение имеет и правильно составленный договор о передаче квартиры в доверительное управление. К нему прилагается подробный перечень имущества с указанием цветов, размеров и моделей мебели, а также марок бытовой техники. Фиксируется также общее состояние квартиры, её механические и физические изъяны, если, конечно, таковые имеются.
Для расчетов собственнику предлагается несколько вариантов: оплату наличными, перечисление на его расчетный счет, почтовый перевод, оплату на сберкнижку или пластиковую карту через Сбербанк, перевод через «Ангелик», «Юнистрим», «Контакт», «Western Union».
В заключение всех процедур управляющая компания и собственник квартиры подписывают акт приема-передачи, и агентство, таким образом, становится в итоге законным наймодателем со всеми присущими ему правами и обязанностями.