Кому и как принято давать «на чай»?

Реклама

В нашей стране клиенты не всегда вспоминают о том, что за хорошее обслуживание принято благодарить обслуживающий персонал. Кто-то скажет: «Я заплатил по счёту! Почему я должен ещё кому-то что-то платить сверх этого?»

Наверное, потому, что зачастую доход обслуживающего персонала складывается из скромного оклада и щедрых чаевых, которые оставляют довольные клиенты. И эти чаевые могут составлять до 50% заработной платы официанта. Если бы не такие чаевые, вряд ли бы официант согласился на эту работу. Кроме официантов, принято оставлять чаевые и другим служащим.

Реклама

1. В гостинице

При заезде в гостиницу принято давать чаевые носильщику, который доставил ваши чемоданы в номер, горничной и официантам в ресторане отеля. Не нужно благодарить всех подряд. Чаевые — это ваш способ показать персоналу отеля, что вы довольны обслуживанием. Во многих странах принято оставлять чаевые для горничной, которая делает уборку в вашем номере. Размер чаевых, как правило, стандартный, но тем не менее в разных странах он различается, его можно уточнить у бывалых туристов.

Чаевые для горничной принято оставлять на кровати или на тумбочке рядом с кроватью. Если вам не понравилось, как была проведена уборка в вашем номере, то оставлять чаевые вы не обязаны. Чаевые горничной не гарантируют, что постельное бельё и полотенца будут меняться ежедневно, здесь всё зависит от условий проживания в отеле, с которыми вы могли заранее ознакомиться ещё до бронирования номера.

Реклама

В ресторане гостиницы можно оставить на чай стандартную сумму либо 5−10% от суммы заказа. Если в гостинице вы питаетесь по системе all inclusive, то вы можете оставить официанту на чай ровно столько, сколько обычно принято в этой стране. Давать чаевые официанту или нет, зависит только от того, насколько быстро и грамотно он обслужил ваш столик. Советую выбирать каждый раз одного и того же понравившегося вам официанта и оставлять ему на чай, тогда он вас запомнит и будет стараться вам угодить.

Если кто-то из сотрудников отеля оказал вам помощь, например: принял очень важный для вас звонок, помог отправить факс или организовать какое-то мероприятие, скажем, день рождения вашего ребёнка, то, без сомнения, вы захотите его отблагодарить. Слова благодарности можно выразить лично при встрече. Для того чтобы оставить чаевые этому человеку, нужно узнать его имя, фамилию и должность. В простой конверт поместите достойное вознаграждение, можно приложить к нему небольшую сопроводительную записку со словами благодарности. Конверт нужно заклеить, написать на нём, например: «для Джона Смита, метрдотеля», и передать конверт на ресепшн.

Реклама

2. В ресторане

В некоторых ресторанах чаевые уже включены в счёт. В этом случае они могут быть прописаны в чеке, который вам принесёт официант. В противном случае размер чаевых будет составлять 5−10% от общей суммы заказа. Расплатившись по счёту, не спешите убегать из ресторана. Подождите, пока официант вам принесёт сдачу, в ресторанах с хорошей репутацией не принято присваивать сдачу в качестве чаевых, поэтому вам принесут её обратно. Если вы не стали забирать сдачу, то она автоматически «превращается» в чаевые официанту.

Некоторые нечестные официанты умудряются забирать себе в качестве чаевых до 50% от стоимости заказа. К примеру, если вы расплатились крупной купюрой, то не надо скромно уходить. Допустим, ваш коктейль стоил 500 рублей, вы дали купюру в 1000 руб. официанту. Это не означает, что он может оставить сдачу себе. Если вам не несут сдачу, вы имеете право возмутиться, потребовать, чтобы вас рассчитали, и в таком случае можете вообще не оставлять чаевых. Давать «на чай» или нет, в конечном счёте, решает только сам посетитель.

Реклама

3. В такси

В некоторых странах принято давать на чай водителям такси. У нас это обычно не практикуется. Но если вас очень быстро доставили из точки, А в точку Б. Или представьте себе ситуацию: вы опаздываете на самолёт, на деловую встречу или в театр, ловите такси, и — о чудо! — вас доставляют точно вовремя в нужное вам место. Чтобы поблагодарить водителя, достаточно заплатить больше, чем было оговорено вначале. В этом случае обычно принято говорить «Сдачи не надо!». Если вы расплатились крупной купюрой, дождитесь, пока водитель с вами рассчитается, и можете оставить ему пару сотен, ну или сколько сочтёте нужным, в качестве чаевых. Не обязательно совать деньги в руки, можете просто положить чаевые на приборную панель, сопроводив это словами благодарности.

Реклама

4. В салоне красоты

Хорошим тоном считается оставлять чаевые мастеру, который вас удачно подстриг или сделал вам красивый маникюр. Тем более если вы являетесь постоянным клиентом этого салона и этого мастера и вам очень нравится результат его работы. В этом случае чаевые лучше оставить демонстративно на рабочем столике мастера, до того как вы пошли к ресепшн расплачиваться по счёту.

Размер чаевых зависит от вашей щедрости, в среднем он может составлять 5−10% от общего счёта. Лучше, если размер чаевых всегда будет одинаковым. Если в этот раз ваш мастер превзошёл сам себя, вы пошли на новый для вас эксперимент, ну допустим, с цветом волос, и он удался, то можете оставить на чай больше обычного.

Реклама

В ситуациях, когда вы везде и всегда расплачиваетесь кредитной карточкой, удобнее носить с собой в кошельке мелкие купюры на всякий случай, в том числе и чтобы иметь возможность поблагодарить человека за хорошо оказанную вам услугу. Если так получилось, что у вас в кошельке не оказалось нужной суммы «на чай» для официанта или стилиста, то лучше просто улыбнуться, поблагодарить и не оставлять чаевых вообще, чем бегать в поисках размена или поражать людей своей сказочной щедростью.

Реклама