Развод № 1 «Привычка свыше нам дана»
Продавцов на рынке очень много, но некоторых вы видите ежедневно из года в год. Их лица становятся для вас такими привычными, что вы поневоле начинаете считать их своими знакомыми. А знакомые, конечно, внушают больше доверия. И через некоторое время вы ловите себя на том, что сразу подходите к ним, вместо того чтобы пробежаться по рынку и сравнить цены. Этим пользуются «перекупщики» — люди, которые скупают подешевле, продают подороже. Благодаря специфике профессии они имеют возможность сидеть на рынке весь день: у них практически не кончается товар и всегда масса знакомых, с которыми можно посудачить или поругаться, а зачастую и выпить. В итоге, они очень скоро становятся просто-таки неотъемлемой частью пейзажа. Не раз бывало, что покупатель подходил к перекупщице, брал некачественный товар и уходил довольный, хотя и справа, и слева буквально в 20 сантиметрах торговали качественным товаром и по более низкой цене.
Развод № 2 «Делу время»
Жизнь продуктового рынка разделена на две «смены»: утреннюю и вечернюю. Деловая активность начинается в семь утра, когда люди идут на работу. Стихает к 11 часам дня, затем возобновляется часам к пяти вечера, когда народ идет с работы, и почти совсем замирает с наступлением темноты. Очень рано приезжают на рынок «колхозники» и жители близлежащих сел, которые распродают все за бесценок, чтобы успеть на автобус. К ним сразу «подкатываются» перекупщики и тут же, отойдя буквально на пару метров, продают то же самое, но уже дороже.
Селяне быстро распродаются, и их место занимают торговки поосновательнее: дачники и огородники, готовые посидеть подольше, заплатить «местовое», которое, кстати, собирают около десяти утра. К одиннадцати и эти люди расходятся, потому что основные сливки за этот день уже собраны и возвращаться имеет смысл только часам к пяти. В это время — с 11 до 17, придя на рынок, вы вероятнее всего обнаружите там перекупщиков и профессиональных торговок, которые не покидают своего поста весь день. И уж будьте уверены, эти своего не упустят. В это время купить хороший товар задешево нечего и мечтать.
Второй период, выгодный для продавцов и опасный для покупателей, — время с шести вечера до полуночи. Вечерний рынок — это совсем не то, что утренний. На нем торгуют в основном одни и те же люди. Они пользуются тем, что особого выбора у покупателя нет, и устанавливают цены на порядок выше утренних. Кроме того, коллектив обычно собирается небольшой, и договориться о ценах просто. Несогласных попросту выживают.
Кроме цены, страдает и качество. Продукты, купленные утром, продаются вечером, а то и следующим вечером и у некоторых доходят до такого состояния, что на них просто смотреть тошно. Но торговки тоже не лыком шиты. Кровянка испортилась? Натрем ее чесночком, чтоб не воняло. Помидоры уже неделю лежат? Положим их в пакет, в темноте и так сойдет. Не нравится? А ты походи по базару, может, лучше найдешь…
Развод № 3 «Попробуй, девица, яблочко»
Хитрый прием применяют те, у кого товара много и он лежит в какой-то глубокой емкости, либо под прилавком. Покупатель видит только часть продукта, и эта часть, естественно, самая лучшая.
Например, даже из самых зеленых помидоров можно выбрать с десяток поспелее и повернуть к покупателю единственным красным боком. Фокус в том, что потом помидоры кладут в пакет все подряд, а если начинаешь выбирать, продавец картинно «обижается». То же самое можно проделать с любителями продегустировать. Хотите попробовать яблочко — вот, разрезанное лежит, сладкое, сочное. А дома потом какое ни разрежешь — кислятина.
Развод № 4 «Это для вас дорого»Реклама
А вот это уже более тонкая уловка. Применяется обычно теми, у кого есть товар и подешевле, и подороже. Больше всего возможностей у продавцов сыра и колбасы. Сортов много, досконально все их знает только производитель. Подходите к прилавку — глаза разбегаются.
И тут делаете первую ошибку — задаете неконкретный вопрос: «Вы не посоветуете мне, какой сырок взять?» И начинается… «Попробуйте тот, попробуйте этот… И вот этот… Нет, этот для вас дороговат». И пусть она сто раз права и сыр действительно слишком дорогой, но как она смеет сомневаться в вашем достатке? И чтоб доказать ей, как она ошибается, заявляете: «Вот как раз его я и возьму». Нет, она не ошибается, ее расчет выверен до мелочей, ведь ваша реакция вполне предсказуема.
Развод № 5 «Специально для вас»
Есть просто продавцы, а есть виртуозы своего дела. Подходя к их прилавку, уже предвкушаешь, как тебя обслужат-обласкают, и идешь уже не за сыром и не за помидорами, а за порцией положительных эмоций. Они помнят, какой сорт вы предпочитаете, сколько у вас детей, замечают, если вы некоторое время не приходите, улыбаются и подмигивают, если товар несвежий и брать его не следует. При таком сервисе, даже если вас мастерски обвесили, вы не пойдете жаловаться и даже, скорее всего, не обидитесь.
Что делать, чтобы вас не развели?
Ходить на рынок лучше рано утром, но при этом даже спросонья держать глаза и уши открытыми и контролировать свои «душевные порывы». Сначала лучше пройтись по всему рынку, ничего не покупая, спросить цены, сравнить товар. На втором заходе уже можно рассматривать только понравившиеся варианты — подходить, спрашивать, рассматривать со всех сторон, нюхать и пробовать.
Не стесняйтесь выяснить о товаре все. Не объяснять же потом мужу, что купила килограмм кислющих яблок, потому что было неудобно просить продавца надрезать. Не покупайтесь на личное обаяние торговки, на красивую рекламу, на жалостные взгляды. Это годами отрепетировано не на одном поколении. Не поддавайтесь на психологические манипуляции. Вы идете на рынок не за тем, чтобы повысить свой статус в глазах продавца. А значит, глупо бояться выглядеть жадной, бедной, придирчивой или вообще занудой. Если вас заставляют испытывать подобный страх — это нарочно. Просто скажите себе: «Стоп, манипуляция», и прием перестанет на вас действовать.
Также не бойтесь отстаивать свои права: перевешивать товар на контрольных весах, требовать назад деньги, если вас обсчитали или всучили некачественный товар, возмущаться, если с вами обошлись грубо. За помощью можно обратиться к служащим рынка — сборщикам местового или охранникам, или к директору рынка. Как правило, в таких случаях при обвесе, браке и неправильном расчете возвращают деньги, при грубом обращении реализатору грозит штраф или увольнение.
Помните: покупатель может получить качественный товар и хорошее обслуживание на рынке, но только если он сам этого захочет.