Где скрываются плоды конкуренции?

Реклама

Нас уже много лет настойчиво призывают к конкуренции, обещая райские плоды. Что, мол, при наличии свободной конкуренции производители срочно начнут в массовом порядке производить качественные товары по бросовым ценам. Но поход в соседний магазин с каждым годом разочаровывает все больше.

И что же это за конкуренция такая? И где же ее обещанные плоды? На самом деле, теоретики от экономики разбираются в этом вопросе уже не одно столетие, а плоды все равно у каждого народа свои. У кого грязная морковка, а у кого и пряники печатные, прямиком с елки.

Что такое конкуренция?

Русскому человеку слово непонятное и загадочное. Но для тех же французов и англичан — это просто соревнование (по-французски — concurrence, по-английски — competition). У биологов — борьба среди организмов за пищу, жизненное пространство и другие естественные надобности. У экономистов — борьба на рынке за получение того, чего хочется, в том числе и, как у зверюшек, за место под солнцем, а то и за жизнь. Вроде березки вокруг — а, порой, как в джунглях. Да, все понятно, но что конкретно?

Реклама

Конкретная конкуренция

Для того чтобы понять, что это такое, надо представить себе картину спортивных соревнований. Бегунов, например.

Вот они собираются на стадионе, разминаются на дорожках. Каждый хочет прибежать первым, чтобы получить вожделенную морковку, сочную сладкую и такую яркую и красивую. А витаминов в ней сколько для спортивного развития…

И вот они бегут стремительно к своей цели, расталкивая локтями друг друга (ну, чтоб судья, конечно, не заметил, честные ведь наши спортсмены). Кто первым прибегает, получает прекрасную морковку. Нам радость — прекрасное спортивное зрелище, буря эмоций и восторгов. Все довольны.

На очередном соревновании замечаем, что как-то не очень и торопятся наши кумиры. Спортивный блеск в глазах превращается в мелькающие и позвякивающие морковки. И почему победитель получает целую охапку моркови, но при этом сильно морщится? Ведь морковки не пахнут. Подойдем поближе.

Реклама

Морковка не падает с неба, обычно она растет в земле. И ее кто-то оттуда выдергивает. Покопаемся в той куче у финишной черты. На первый взгляд — морковь, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что вся она изъедена коррупцией. Не первой свежести наша морковка.

Так откуда же она берется? Оторвемся от беговой дорожки и оглянемся вокруг. О боже, сколько народа! Все хотят «поболеть», «оторваться», короче, получить удовольствие. А какое столпотворение на входе! Каждый тащит свою морковку, ну, ту, что не жалко, что теща дала на общение с друзьями на стадионе. Суп ведь тоже из чего-то надо варить. Одного топора маловато будет.

Теперь все понятно. Что торопиться-то нашим спортсменам? Когда моркови — море, греби — не хочу. И каждый добежавший получит целую охапку гнилья. Что тратить силы, энергию? Пустое это все, измышление идеалистов от спорта.

Реклама

Но взмахнем могучими крылами нашего интеллекта и перенесемся куда-нибудь в глубинку. На стадион деревни Гадюкино, например. Дорожек не много (не столица, чай), та же кучка гнилой моркови, но поменьше. Мокнущие под знаменитым дождем группки на трибунах (да где уж, просто за жердями). Вот только что-то толпящихся бегунов не видно. А нет, вот и они, а вернее он. Не спеша бредет к кучке гнилья на финише. Он — победитель! Но рад ли он этому? Нужна ли ему эта кучка того, что местные называют морковью?

Суха теория, мой друг

Пока зеленеют наши поля моркови, обратимся к сухой теории. Вся конкуренция давно просчитана и измерена. И даже названа своими терминами. И что же нам предстало в той спортивной картине? Такое явление называется конкуренцией покупателей. Тех, что тащат на стадион свою морковь. Не все и попадают туда.

Реклама

Ярким примером такого рынка был Советский Союз. Дефицит был тотальным и искусственным. Чтоб не расслаблялись. И зачем в этой ситуации производителю напрягаться и стараться сделать что-то яркое красивое и полезное? А моркови надо все больше и больше.

А что явила нам картина, открывшаяся при перелете в деревню Гадюкино? Эта — отсутствие рынка как такового. Там вообще нет конкуренции, никакой. Там отсутствует платежеспособный спрос, который и стимулирует производителей и продавцов. Морковка должна быть стоящей, красивой, сочной и вкусной. И в большом количестве.

Конкуренция продавцов

Рынок, на котором конкурируют продавцы, нам, покупателям, и нужен. Только тогда они начинают стараться нам угодить. И такой рынок не формируется сам, в так называемой свободной конкуренции. Любое соревнование, как честное, так и не очень, приносит победу только одному. В экономике он называется монополистом. Победил он (монополист) не только своих собратьев, но заодно и нас всех.

Реклама

С монополистом борются с помощью антимонопольных мер. Рассуждая по-спортивному, пьедестал почёта отдают троим. Антимонопольный комитет (и мы вместе с ним) считает, что не более трети рынка должно принадлежать одному игроку (производителю, поставщику услуг).

Но, как видим, и этого мало. Совершенный рынок (да-да, есть такой термин) должен быть еще и атомистичен. Должно быть достаточно большое количество конкурентов (атомов), примерно равных. При этом они должны быть доступны покупателю в равной степени. И при этом обладать экономической свободой. Должны иметь возможность экономического маневра (входа и выхода с рынка).

И при этом со стороны покупателей должен быть спрос! Спрос есть всегда. Нам всегда хочется есть, одеваться и радоваться жизни. Но за все это надо платить полновесной морковкой. То есть спрос должен быть платежеспособным. Иной спрос ведет к революциям.

Реклама

Но спрос спросу — рознь. Когда человеку не хватает ежедневного пропитания, он будет хватать любую еду, лишь бы выжить. Так что платежеспособность должна быть довольно высокой. Зарабатывать все должны хорошо. И при этом разбираться в качестве товаров. А о каком вине, например, можно говорить в России, если средний россиянин никогда его не пробовал? Но что уж там заграничное вино? Наша база питания, творог, сегодня представляет собой прессованные брикеты сухого молока. И разбирают на ура!

Из всех приведенных сухих выкладок можно сделать неутешительные выводы. В Москве очень редко можно увидеть рядом два больших продуктовых магазина. Если такое и бывает, то один из них просто зачахнет и его проглотит сосед. Или исчезнут оба. Не хватает на всех морковки у наших болельщиков. А про Гадюкино вообще можно не вспоминать, там уже и магазина-то нет никакого. Только одни дожди.

Реклама

А к чему может привести непрерывное развитие рынка с конкуренцией продавцов? К тому, что наблюдается в процветающих странах. Яркий пример тому — Япония. Изобилие не самых дорогих и качественных товаров привело к дефляции и застою. Конкуренция — всегда палка о двух концах.

Так есть ли вообще место, где конкуренция действительно работает? Да, есть. И оно искусственно создано. Называется биржа. Там представлено тесное «сотрудничество» покупателей и продавцов за цену на товар (в том числе и ценные бумаги). Они «дружно» занимаются уравновешиванием спроса и предложения и формируют цену. Для оценки качества товаров у них есть эксперты и лаборатории.

В густых зарослях городских джунглей спальных районов, увы, такого не предвидится в ближайшее время. Но биржа, к сожалению, является только концентрированным выражением рынка с его конкуренцией. И она отражает все движения экономики в целом.

Так где же она, наша морковь?

А она — в наших кошельках и бумажниках. Вся она там. Сколько заработали. А вот что нам мешает сделать нашу морковь сочной и сладкой (повысить платежеспособность), что мешает реализации человеческих качеств — это вопрос совершенно другой.

Да будет морковь!

Реклама