Идея «небесного письма»
Еще на заре развития авиации пилоты самолетов пытались создавать в небе различные фигуры и буквы, оставляли за собой дымовой след. История появления «небесного письма» (skywriting) достаточно необычайна. Она была разработана во время Первой мировой войны английским военным летчиком Джоном Севеджем для передачи военных сигналов.
Позднее автор изобретения решил использовать свою разработку в рекламных целях. В 1922 году Севедж для демонстрации технологии пригласил своего сослуживца С. Тернера. Эти два человека считаются родоначальниками небесной рекламы. Первой надписью в небе, носящей рекламный характер, было название газеты «Daily Mail».
Реклама в небе обещала стать перспективной отраслью. У Дж. Севеджа возникла простая, но гениальная идея: профессионально использовать свое изобретение в сфере продвижения товаров. Для реализации своего проекта в конце 1922 г. он решает продать свою технологию главе американской табачной компании Дж. Хиллу. Сирил Тернер начертил самолетом в небе над Манхеттеном надпись: «Hello, USA!». Но господин Хилл не оценил рекламной новинки по достоинству.
Однако Дж. Севедж был настойчив и не намерен отступать от задуманного. 28 ноября 1922 в небе появилась новая надпись: «Hello, USA. Call Vanderbilt 7200.» («Привет, США. Позвоните Вандербилт 7200»). Результат был ошеломляющим! Эффективность небесной рекламы была доказана. Свыше 50 тысяч человек позвонили в комнату номер 7200 отеля «Вандербилт», где в тот момент проживал Джордж Хилл. Владелец табачной компании был нокаутирован.
Впоследствии «небесное письмо» было использовано для рекламы сигарет Lucky Strike, производством которых занималась American Tobacco Company. С тех самых пор skywriting стал использоваться в рекламных целях.
Возникновение «небесной печати»Реклама
Следующим шагом в развитии небесной рекламы была разработка специальной технологии «небесной печати».
В 1932 году молодая и малоизвестная компания Pepsi-Cola пригласила пилота Энди Стиниса, чтобы провести рекламную акцию для популяризации своего напитка в небе. История умалчивает, помогло это мероприятие поднять престиж компании или нет. Достоверно только одно: участие в рекламной кампании дало Энди Стинису толчок разработать идею и предложить метод «небесной печати» с помощью нескольких самолетов. Произошло это в 1946 году. Однако оказалось, что от идеи до ее реализации — большая дистанция. Лишь в 1964 г. Стинис получил патент на свою «небесную печать» и основал компанию Stinis Air Service.
В 1979 году Грег Стинис унаследовал бизнес своего отца и основал компанию Skytypers, Inc. В течение 25 лет он успешно управлял своей компанией. С 1989 по 1999 годы были открыты несколько филиалов во Франции, Японии и Африке. Его компания выполняла заказы многих крупных фирм, таких, например, как Budweiser и Kodak. Она также печатала в небе приветствие спортсменам и болельщикам на Олимпиаде 1984 года.
Атака террористов 11 сентября 2001 г. сильно ударила по индустрии «небесной рекламы». После национальной трагедии самолетам запретили летать на низкой высоте. Через некоторое время правила еще более ужесточились, и был наложен запрет летать рядом с крупными городами. Для рекламной технологии и Skytypers это было очень тяжелое время.
В 2004 г. семейный бизнес продолжил Стефен Стинис (внук Энди Стиниса), который стал президентом компании. В этом же году компания обосновалась рядом с Лас-Вегасом. Вместе со своим братом С. Стинис разработал новую цифровую систему «небесной печати». Он запатентовал технологию, которая сейчас используется только в его компании. В зависимости от заказа надписи в небе могут быть цветными, на разных языках и даже содержать несложную графику или логотипы.
Как работает «небесная печать»
Для написания небесных тестов компания использует группу из нескольких легких самолетов. Стефен Стинис предложил использовать в каждом самолете компьютер. Связь между компьютерами беспроводная. В качестве «чернил» служат пары парафина. Они считаются экологически чистыми и растворяются в атмосфере через несколько минут. Каждая буква образуется из нескольких «точек». «Технология печати» напоминает матричный принтер. Печать одной буквы составляет 4−5 секунд. Текст сообщения может быть любой длины и зависит от кошелька заказчика.
Самые длинные фразы могут быть протяженностью до 15 км. Часто после рекламируемого товара, помимо контактных телефонов, заказчики также указывают адреса своих сайтов. Вот один из реальных примеров рекламного сообщения: GOING BALD — CALL MANNY ROBERTS — 800 — 456 — HAIR («Лысеете? — Позвоните Мэнни Робертсу — телефон 800 — 456 — ВОЛОСЫ»).
Но чаще всего такая экзотическая реклама используется известными фирмами с раскрученными брендами, которые хотят лишний раз напомнить о себе столь необычным способом. Большой недостаток небесной рекламы — это ее недолговечность. Буквы и символы развеваются по ветру и исчезают бесследно через 3−4 минуты. Однако почти все люди, которые наблюдают за небесным шоу, останавливаЮтся посмотреть, как на их глазах происходит чудо: неизвестно откуда возникают буквы, слова и смешные рожицы… В густонаселенной местности такое «послание свыше» могут одновременно увидеть от 2 до 4 млн. человек.
Обычно заказчики Skytypers выбирают место и время проведения небесной рекламной кампании таким образом, чтобы там было сосредоточено множество ничем не занятых людей: над пляжем или парком в выходной день или над стадионом перед началом матча.
Компания Skytypers имеет приличный годовой доход около 3 млн. долларов. Более половины заказов поступает из-за границы. Значительную часть их составляют частные просьбы: поздравить кого-нибудь с днем рождения, днем свадьбы… или объясниться в любви.
На мой взгляд, «небесная реклама» — это очень симпатичный вид бизнеса: одни люди зарабатывают деньги на рекламе, чтобы привлечь внимание других к продуктам и услугам компаний-заказчиков. Большинство наблюдателей, которые равнодушны к рекламе, просто с замиранием смотрят, как ниоткуда появляются надписи и фигуры. Они наслаждаются этим процессом… бесплатно. Но некоторые все-таки «клюют на рекламу» и становятся потенциальными покупателями или клиентами компании-заказчика. Каждому — свое!