Правление Халтуры в литературе
Я не хочу никого обижать, но в мир современной литературы уже давно пробралась Халтура. На книжных прилавках пестреют обложки «бестселлеров» — купишь такую книгу, прочитаешь, а потом не знаешь, что ответить на вопрос «Ну, как книга?» Вроде ничего, прочитал, время скоротал, за приключениями героев или раскрытием убийства понаблюдал. Но прошёл день — и книга из головы выветрилась. Навсегда. Сначала возникает недоумение, а потом привыкаешь, словно так и надо.
Что нужно современному среднестатистическому читателю? Совсем немного — отдохнуть после работы, почитать что-нибудь лёгкое, развлекательное. Хорошо бы, чтобы в книге был драйв, экшн — хочется ведь вместе с героями вырваться из повседневной рутины.
Современный читатель ждёт, чтобы его развлекали. И писатели, в свою очередь, это понимают и стараются читателя развлечь получше, чтобы он впоследствии купил ещё одну книгу. Часто слышу от знакомых мнение, что «книга должна быть лёгкой и не грузить читателя», что «все эти описания, размышления, отступления можно выкинуть, и ничего не изменится». И так с каждым годом литература становится все «легче», писатели, заканчивая очередной роман, пишут в конце «Продолжение следует», хотя ещё не знают, о чем будет это продолжение. А читатель счастлив. Его развлекли, повеселили и не заставили перенапрячься. Значит, все правильно.
Правление Халтуры в музыке
В музыке та же ситуация, что и в литературе. Незатейливый мотив, простой текст, современный ритм — и песня готова. Потом выпускается модный клип — и вот новый хит уже слышится отовсюду. Казалось бы, такой примитив, но ведь слушают же люди! И подпевают. А поп-звезда на такой удачной волне уже готовит на выход новую песню. Главное — побыстрее выпускать хиты, иначе ее скоро забудут в потоке таких же, как она.
Халтура царит и в среде копирайтинга
Приведу такой пример. Недавно писала статьи для одного сайта, и редактор мне популярно объяснил, что название статьи не должно обязательно соответствовать её содержанию. Нужно выбрать как можно более «цепляющий» заголовок, чтобы посетитель сайта им заинтересовался и перешёл по ссылке. А то, что он найдёт, перейдя по этой ссылке, уже не так важно. Я не могла работать по такому сценарию и посылала редактору свои статьи с нормальными заголовками. Но когда статья появлялась на сайте, заголовок уже был совершенно другой, «цепляющий», но совершенно не подходящий по смыслу к статье. Дальше — хуже. В одной статье я выложила тест с картинкой, необходимой для его прохождения, картинку редактору я послала отдельно и в тексте статьи указала, что надо при публикации эту картинку вставить. И что же я увидела? На сайте появилась моя статья, но без картинки, а вместо картинки было моё «примечание для редактора», сообщающее, что картинку надо вставить. Тогда я поняла, что они публикуют статьи, даже не читая их. «Народ проглотил» — и ладно.
Потребитель «проглотит» все. Этим принципом руководствуется тот, кто делает деньги. А мы позволяем делать на нас деньги и терпим такое отношение. Ведь все мы в той или иной степени — потребители. От нас зависит, окупится ли чей-то новый фантастический блокбастер, будет ли продаваться хит.
Мы несём ответственность за окружающий нас мир. И если в следующий раз мы не позволим халтуре торжествовать и честно ответим на вопрос «Ну, как?» словами «Мне не понравилось, это откровенная халтура» вместо обычного «Ну, вроде ничего», может быть, что-то изменится. Халтуру надо называть её настоящим именем, тогда она не успеет превратиться в стандарт или — что ещё хуже — в эталон.