Как правильно экономить?

Реклама
Профессионал

Финансовый и экономический кризис сейчас — «горячая» тема. Если лично вас он до сих пор не коснулся, то вы — представитель счастливого меньшинства, потому что вообще-то там, в реальном мире, народ разоряется (после чего иногда кончает жизнь самоубийством), теряет работу и имеет проблемы с выплатой взятых кредитов — или по своей вине, или из-за нечистоплотности банков. В общем, ситуация напряжённая.

Если совсем наоборот — вы клюнули на заголовок потому, что наступил полный абзац, то, увы, велики шансы, что читать эту статью уже несколько поздновато.

Вообще, конечно, экономить — это последнее дело. Нужно не резать расходы, а увеличивать доходы. С другой стороны, финансовый кризис мы только что не к ночи упомянули. Сами знаете, не маленькие, чай, с увеличением доходов сейчас напряжёнка — денег у народа нет, все экономят. Ну, а мы что — мы, как все. «Так выпьем же за ту маленькую птичку, чтобы она больше никогда не отрывалась от коллектива».

Итак, ежели поддавшись всеобщей истерии по поводу «а что же завтра будет», вы решили экономить и откладывать «на чёрный день», то по крайней мере постарайтесь делать это грамотно, а не как все.

Реклама

Наиглавнейшая заповедь грамотной экономии денег суть сохранение привычного уровня жизни и комфорта. То есть переходить с качественных продуктов питания и одежды, полностью отказываться от чего-либо — это ваш последний рубеж защиты. Если припрёт, отойдёте и на него, но сами-то не торопитесь, дайте себя заставить.

Реклама

Типичный отрицательный пример-страшилка, сценарий, которого вы должны всеми силами избегать, такой: человек теряет работу, дававшую ему львиную долю регулярного дохода, не может устроиться на другую работу и, не имея существенных накоплений, решает максимально урезать текущие статьи расходов. Отказывается от посещений спортивного клуба, покупает дешёвую одежду, экономит на стоматологе — и так далее, и так далее.

Психика — штука тонкая. Человек сам не замечает, как «опускается». То, что раньше было неприемлемо, сейчас уже допустимо, а через некоторое время становится нормой. А теперь представьте, что через какое-то время этому человеку улыбается возможность претендовать на должность, скажем, начальника отдела продаж или ведущего маркетолога. И как он будет выглядеть на собеседовании? Очень возможно, что его психология уже перестанет быть психологией успешного человека, психологией победителя, а станет психологией безработного. Бытие определяет сознание — старая истина.

Реклама

А теперь представьте себя на месте работодателя: вам нужен такой сотрудник? У вас хватит средств, терпения, желания и возможностей «отогреть» этого человека и вернуть ему оптимизм? Бизнес — подчас очень жёсткая штука, слабо совместимая с благотворительностью. Это уже потом выживший один из ста поделится куском пирога… Причём скорее всего с инвалидами, пенсионерами и детьми, а совсем не с вами, безработным симулянтом.

Так что, если вы несмотря ни на что всё-таки решили экономить, попробуйте лучше сделать что-то из следующего.

Реклама

Перебрать все регулярные счета и подумать, можно ли получить на них скидку. Это совсем не так нереально, как, возможно, звучит:

Электричество: если оплатить заранее на год вперёд, то можно сэкономить на готовящихся повышениях цен на электроэнергию — как правило, о них известно заранее. К тому же, если за каждый платёж с вас взимают комиссию, то платя один раз вместо, скажем, двенадцати, вы сэкономите пару шиллингов на комиссиях и пару часов стояния в очередях. Кстати, по поводу электричества: поменяйте «обычные» лампочки накаливания на экономичные. Вложения окупятся — подтверждено практикой.

Газ — аналогично.

Интернет: полистайте сайт вашего провайдера, особенно раздел скидок, глядишь, и найдёте что интересное. Потом полистайте сайты конкурирующих провайдеров и «пошантажируйте» этой информацией своего.

Реклама

Телефон: проанализируйте ваши потребности и привычки. Выберите подходящий тарифный план. Заметьте, никто не предлагает говорить по телефону меньше, хотя не исключено, что как раз вам это и не помешало бы.

Реклама

И так далее. Для каждого регулярно оплачиваемого счёта, для каждой регулярно используемой платной услуги включаем мозг и начинаем думать, как, получая то же самое, платить меньше или позже.

Оплата на год вперёд при всех своих очевидных минусах (вынь да положь кругленькую сумму) имеет массу психологических преимуществ:

  • Уменьшается размер обязательных ежемесячных платежей.
  • Появляется чувство определённой уверенности и стабильности («по этой статье расходов у меня всё оплачено на год вперёд»).
  • Вы можете заплатить эту самую «кругленькую сумму». Сразу. Наличными. Ну, или перечислением — не суть. Но вы — можете. У вас есть деньги.
  • С точки зрения предоставляющего услугу, вы — особый клиент. Вы платите вперёд. Вы автоматически даже при всём желании не сможете просрочить платёж. У вас автоматически — безупречная кредитная история.
    Реклама
  • Не появляется соблазна потратить эти деньги «на цацки-брюлики».

Есть определённая категория граждан, для которых принцип богатого папы Роберта Кийосаки «заплати сначала себе» не работает в принципе. Они даже аванс боятся получать, хотя никакой он не аванс, если так разобраться, а просто плата за отработанные полмесяца. Но это мы отвлеклись.

По поводу продуктов питания. Я вас умоляю. Овсянка — замечательная каша, поэтому не нужно портить своё восторженное восприятие этой великолепной каши, делая её несущей конструкцией вашего антикризисного рациона. Просто обратите внимание на то, какие продукты с истёкшим сроком годности вы обычно выбрасываете при очередной ревизии холодильника. Дети в Африке пухнут с голоду, а вы столько провизии гноите. Нет, ну вам не стыдно?

Реклама

И это ещё никто не вспоминал о том, сколько ресурсов, в том числе и невосполняемых, нашей маленькой голубой планеты было потрачено на создание этих благ цивилизации. Ещё, конечно, хорошо планировать трапезы на неделю-другую вперёд и закупаться раз в неделю-две, но это для просветлённых.

У обычных смертных такой фокус не проходит: они сначала «подметают» все вкусности, потом считают калорийность съеденного и переживают, потом «раньше срока» отправляются в очередной набег на продуктовый магазин, а потом выкидывают ворох просроченных «невкусностей», оставшихся ещё с предыдущего похода в магазин. Так что этот приём определённо не для всех, он требует незаурядной силы воли.

Если вы ездите на машине, то вам просто неслыханно повезло, ибо «бежать за такси гораздо выгоднее, чем бежать за трамваем: экономится гораздо больше». Если у вас есть машина, то перед вами открываются просто неслыханные возможности экономии, о которых пешеходы могут только мечтать, но это — тема отдельной проповеди. А пока помните: пенни сэкономленный — пенни заработанный.

Реклама